|
В воскресенье в Национальной опере состоялся заключительный гала-концерт II Международного конкурса дирижеров имени Стефана Турчака. Первую премию жюри присудило нашему соотечественнику Сергею Голубничему, остальные награды ушли россиянину Алексею Богораду, узбеку Бобомуроду Худойкулову, китайцу Ли Дзяли и украинке Екатерине Осадчей. Несмотря на внешнее благополучие финала, жюри нельзя не заподозрить в предвзятости, считает ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА.
Итог нынешнего конкурса дирижеров имени Стефана Турчака - по сути, точный слепок с его же финала 2006 года (состязание проводится раз в четыре года). Другое дело, что в этот раз его организаторы, поставив себе четкую цель войти в Международную федерацию музыкальных конкурсов, потрудились обеспечить внешнее соответствие нормам проведения подобных мероприятий. Во-первых, место ответственного секретаря, ранее занимаемое профессором Национальной музыкальной академии и преподавателем сразу нескольких конкурсантов Аллином Власенко, на этот раз досталось генеральному директору Государственной дирекции международных конкурсов и культурных программ «Арт-Украина» Анатолию Корысько. Во-вторых, при распределении призовых мест жюри решило не вступать в открытый конфликт с мнением публики и включить ее главного фаворита в число лауреатов конкурса. Таковым оказался недавний выпускник Московской консерватории по классу дирижирования Геннадия Рождественского Алексей Богорад, уже успевший выступить со многими известными коллективами, в том числе с Государственным академическим камерным оркестром России. Кроме того, господин Богорад с 2001 года входит в состав оркестра Большого театра, где занимает должность концертмейстера группы кларнетов и нередко ассистирует дирижерам при постановке опер (в частности, недавнего «Воццека» Альбана Берга).
То, что мастерство Алексея Богорада на три головы выше остальных дирижеров, можно было наблюдать и на закрытии конкурса, когда он исполнил новую симфоническую сюиту «Купало» председателя жюри, композитора Евгения Станковича и - особенно - I часть Шестой симфонии Петра Чайковского. Предсмертный опус гениального российского симфониста он дирижировал так, что слезы душили не только публику, но и самих музыкантов: создав напряженную тишину перед началом произведения, маэстро поначалу держал всех в состоянии трагического оцепенения, управляя оркестром четкими жестами малой амплитуды, а в разработке перешел на широкие и резкие удары, так активно жестикулируя дирижерской палочкой, что она вылетела из его рук. Избегая театральности и самолюбования, сочетая свободу жеста с предельной концентрацией, господин Богорад добился прекрасного контакта с Национальным симфоническим оркестром, потребовавшим у своего руководства выдать конкурсанту, помимо серебряной медали, присужденной жюри, еще и собственный приз - совместный концерт в следующем сезоне.
На этом фоне Сергей Голубничий, получивший первую премию, выглядел, увы, более заурядно. Дирижируя Концертом для скрипки с оркестром Петра Чайковского, он хорошо выстроил форму, чутко слушал солистку Богдану Пивненко и умело управлял оркестром - однако ничего сверх этого в его выступлении не было.
Остальные лауреаты - дипломант Ли Дзяли из Китая и разделившие третье место украинка Екатерина Осадчая и узбек Бобомурод Худойкулов - выглядели еще более бледно. Почему жюри назвало лучшими именно их, осталось загадкой. Ключ к разгадке их успеха, возможно, кроется в том, что трое из пяти финалистов - снова выходцы из класса Аллина Власенко, а еще один - выпускник Государственной консерватории Узбекистана, доцентом которой является один из членов жюри Фазлиддин Якубжанов.
| |