|
Большой театр на дни города Пскова привез «Псковитянку» Римского-Корсакова. 77 оркестрантов, 100 хористов, 18 всадников, 30 человек из тульского клуба фехтования и 18 солистов Большого и Маринки.
Пока утомленное солнцем стрелецкое войско мирно дремлет под сценой, духовенство вовсю любуются красотами Пскова. Бояре, не выходя из образа, жалуются: небывалая климатическая катаклизма обрушилась на нашу многострадальную родину.
Статисты терпят молча. Ведь они - всего лишь пешее войско, и права голоса у них нет. У конных всадников, их специально привезли из Подмосковья, тоже жизнь несладкая - им нужно вовремя кормить лошадей. Костюмерный цех Большого перегружен работой. Каждый наряд должен идеально соответствовать исторической эпохе. Правда, участникам действа не позавидуешь. Один костюм весит около 16 килограммов.
«Псковитянка» - это испытание не только вокальных данных, но и физических, костюм боярыни - это еще легкий вариант, большинство костюмов весит около 16 килограммов. Куда уж современному человеку выдержать!
Легче всех эту ношу выдерживают воины из клуба реконструкторов - эту команду, имеющий большой опыт сражений на Куликовом поле, пригласили из Тулы. «Вес не такой уж и большой, около 20 килограммов, но доспех распределяется по телу», - объясняет Владимир Терехов, руководитель реконструкторского клуба «Сварга».
Тут нет оркестровой ямы - музыкантам и дирижеру Александру Поляничко приходится прятаться в душном шатре, это затрудняет работу с хором. Кроме того, рельеф этого места не создает нужной акустики.
«Приходится находить какие-то обходные пути, навешивать микрофоны на артистов миманса, которые ходят среди артистов хора, и как-то попадать в этот фокус микрофонный, задача чрезвычайно трудная», - говорит Валерий Борисов, хормейстер Большого театра.
Постановка оперы обычно занимает полтора-два месяца. На этот раз их у Большого театра не было. Пришлось ограничиться несколькими репетициями в Москве и двумя днями в Пскове. Срок минимальный даже для очень опытных постановщиков. Юрий Лаптев уже ставил спектакли в Выборгском замке и в Ивангородской крепости. Он режиссирует балы в Петергофе и Царском селе, но Псков - место особенное. Как и сама опера, и ее главный персонаж.
«Мне образ Ивана Грозного очень симпатичен в том плане, здесь представлен не душегуб и зверь, а человек, изломанный и израненный, который должен быть все время сильным, все время царем», - говорит режиссер-постановщик Юрий Лаптев.
Главное действующее лицо оперы - сам Псков . Здесь когда-то собиралось Вече. Эти стены помнят и Ивана Грозного, и Василия Третьего. Именно при Василии Третьем, ровно 500 лет назад, Псков потерял независимость. С тех пор здесь правили только московские наместники.
Время начала представления тоже выбрано не случайно - природа должна подыграть режиссерскому замыслу. «Мы специально взяли этот переходный период - с 10.30 до заката, потому что по опере нам надо такой момент соблюсти: момент заката и когда будет совсем темно», - рассказывает продюсер Давид Смелянский.
Тьма опустится тогда, когда по сюжету Иван Грозный не сможет побороть в себе царя и потеряет свою дочь - псковитянку Ольгу. Так что, хотя эту оперу часто и укоряют в излишней патриотичности и идейности, в конце концов, плакать будут все - царь о потерянном счастье, а псковитяне - о падении великого города, самого западного форпоста Великой Руси.
| |