|
До конца текущего года цены на автомобильное и авиационное топливо в России должны оставаться стабильными. Реальных оснований для их повышения сегодня нет. Об этом заявил Вестям.Ru замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, комментируя ситуацию, сложившуюся на отечественном топливном рынке.
Как он напомнил, в середине ноября ФАС направила запросы в крупнейшие нефтяные компании страны с просьбой разъяснить причины роста цен на бензин и авиакеросин. Соответствующие ответы ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК"Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК Альянс» и ОАО АНК «Башнефть» должны представить в антимонопольное ведомство в конце ноября - начале декабря. Параллельно ФАС проводит собственный анализ обоснованности повышения цен на местах.
По данным Росстата, за период с 8 по 14 ноября, рост цен на автомобильный бензин ускорился до 0,5%. В предыдущую неделю он составил 0,3%. До этого две недели подряд фиксировалось их повышение на уровне 0,2%, а неделей ранее - на 0,1%. Дизтопливо дорожало еще более ускоренными темпами: соответственно, на 1,4%,0,8%,0,4% и 0,2%.
По оценке директора по развитию и маркетингу информационно-аналитического центра «Кортес» Павла Строкова, с начала года оптовые цены на бензин марки АИ-92 выросли на 22%, АИ-95 на 19%, на летнее дизтопливо на 24% и на зимнее - на 25%. При этом розничные цены на АИ-92 увеличились на 7%,АИ-95 - на 6% и дизтопливо - на 8%. А с начала октября розничные цены, соответственно, поднялись на 1%,1% и 4%. Именно на это существенное повышение и отреагировала ФАС, заметил Вестям.Ru Строков. По его словам, таким образом, внутренние цены отреагировали на зарегистрированные за последние три месяца два раунда повышения мировых цен на нефтересурсы (в целом, до 5%). И если далее существенных изменений в мировой конъюнктуре не произойдет, очевидно, нынешние ценовые параметры сохранятся до конца 2010 года. А в 2011-м на изменении цен должно сказаться запланированное повышение акцизов на 1 рубль с каждого литра бензина, отметил представитель ИАЦ «Кортес».
По мнению аналитика банка «Открытие» Вадима Митрошина, нефтепереработчики уже сейчас начали закладывать в цены на бензин предполагаемое повышение акцизов с тем, чтобы предстоящее их увеличение с начала следующего года не оказалось слишком резким для потребителей. В частности, по Москве цены, в среднем, выросли на 1 рубль за литр. И поскольку значительную часть предполагаемого повышения нефтяные компании уже отыграли, очевидно, до конца года ценовая планка еще несколько поднимется - в пределах рубля, предположил Митрошин. Также, добавил он, на рост отечественных цен повлиял сезонный фактор и общее повышение цен на нефть на мировом рынке. Как предполагается, в следующем году мировые цены на нефть удержатся на текущих уровнях, и можно ожидать, что сходные параметры сохранятся и на цены на моторное топливо внутри России, подчеркнул аналитик банка «Открытие». При этом он не исключил, что в последующие месяцы финансовые власти страны могут поспособствовать укреплению рубля, с целью удержания инфляции , вследствие чего, в числе прочих способны снизиться и цены на топливо.
В пресс-службе ОАО «НК "Роснефть", в свою очередь, сослались на сезонный фактор, обусловленный, в том числе, переходом на производство зимнего дизтоплива. И как здесь заверили Вести.Ru, все необходимые разъяснения будут изложены в готовящемся ответе ФАС.
Впрочем, по определению Анатолия Голомолзина, из всех называемых сегодня причин на практике к увеличению цен на автомобильный бензин может привести только повышение акцизов, но это должно произойти в более отдаленной перспективе. Что же касается роста мировых цен на нефтепродукты, то здесь вступают в действие таможенные пошлины, призванные сделать менее привлекательным их экспорт из России. В связи с чем, внутренние цены на топливо, даже если они и повысились, вслед за мировыми, далее должны снизиться. И, разумеется, они также должны уменьшаться, когда на мировом рынке цены на нефтепродукты начинают падать, пояснил Голомолзин.
С учетом вышесказанного, продолжил он, зафиксировав ценовой всплеск по результатам еженедельного мониторинга топливного рынка, ФАС и обратилась с упомянутым запросом в крупнейшие нефтяные компании. Последние уже накопили немалый опыт общения с ФАС по данной проблематике. "И мы полагаем, что из содержания ответных писем компаний в антимонопольную службу будет следовать вывод о сохранении стабильных цен на топливном рынке до конца этого года", - резюмировал замруководителя ФАС.
К слову, 11 ноября Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа окончательно признал компании "Лукойл-Югнефтепродукт" и ОАО "НК „Роснефть-Старополье" в ценовом сговоре, приведщем в ноябре 2007 года к синхронному повышению розничных цен на бензин и дизтопливо в Ставропольском крае. Вынесенное в декабре 2007-го соответствующее решение УФАС по Ставропольскому краю названные компании пытались оспорить в течение двух лет. Но после решения арбитражного суда они были вынуждены также выплатить штраф в размере до 50 миллионов рублей, уточнили в ФАС.
| |