|
Как спасти столицу от незаконных гастарбайтеров сегодня обсуждали на заседании правительства Москвы. Только по данным Федеральной миграционной службы в мегаполисе работает порядка 200 тысяч нелегалов. Однако подавляющее большинство таких работников в официальные списки не попадает. Мало того, многих вообще формально не существует, причём не только в России, но и на родине. Это люди, которых теоретически нет, а практически слишком много.
В очереди в консульство Таджикистана в Скатерном переулке иностранная рабочая сила стоит из последних сил. За один день такой «хвост» очереди не пройдёшь, фамилий в списках уже за 2 тысячи. А с каждым днём Новый год только приближается. И хотелось бы встретить его не на матрасе в строительном вагончике, а дома, у дастархана, в родном кишлаке. А для этого нужно восстановить таджикский паспорт. На московских стройках паспорта очень часто теряют.
«Народу очень много. Поэтому мы и не успеваем. Пришли в 6 часов, после обеда, наверное, пройдем. А так вот - не знаю. Другого выхода не видим никак», - признался один из стоящих в очереди в консульский отдел посольства Таджикистана.
«У нас загранпаспорта утеряны. И чтобы домой нам ехать, нам без загранпаспорта - никак. Сейчас делаем возвращение на родину, чтобы домой уехать», - поясняет другой участник этой живой очереди.
Ноябрь-декабрь - время сезонного оттока мигрантов из столицы. Сколько иностранцев успеет уехать в этом году - неизвестно. Ровно как и неведомо сколько приедет в следующем. Часть московских строек до весны замораживается. А чтобы «разморозиться» компаниям нужно заново набрать персонал. А удастся это далеко не всем.
«В этом году определена квота в 200 тысяч человек на привлечение иностранной рабочей силы. Эта же цифра у нас установлена также и на следующий год. Здесь надо на наш взгляд жёстко проводить линию по недопущению нелегальной миграции, принимать исчерпывающие...» - говорит председатель комитета общественных связей города Москвы Александр Чистяков .
«Александр Васильевич! Александр Васильевич!» - перебивает его мэр столицы Сергей Собянин.
«Да!»
«Ну, не так пафосно. У нас работает около двух миллионов мигрантов здесь. Незарегистрированных. От того, что вы снизили квоту там чуть ли не в 10 раз, от этого никому легче не стало. Поэтому не так пафосно», - даёт целевое указание подчинённому Сергей Собянин .
В заявках на привлечение иностранной рабочей силы работодатель должен указать не только желаемое количество сотрудников, но и их специальность и даже зарплату. Строители, озеленители, дворники из Средней Азии по заявкам должны получать 12-15 тысяч рублей. И у них должен быть полный пакет: медкнижки, охрана труда, жильё. Но не секрет, что для большинства мигрантов реальный заработок в 10 тысяч - уже удача. А если «теплушка» без сквозняков, и туалет не на замке, то это вообще царские условия.
И когда строитель бежит от проверяющих, оставив включённой плитку, вещи и даже документы, то это означает, что работник в выделенную квоту не вошёл. Только вот бегут обычно все иностранные рабочие. Кому же достается квота?
«Потребность в иностранной рабочей силе, легальной, работодатель хочет видеть её легальной, намного больше, чем устанавливает вот эта квота. И если мы будем её постоянно снижать, как бы закручивать эти гайки, мы будем волей-неволей загонять их в серое, тёмное, теневое поле. Хотим - не хотим. Будем их штрафовать, будут они раздавать эти взятки, и тем самым коррупционная составляющая увеличивается, как только зажимаются эти болты», - отметил представитель Федеральной миграционной службы Константин Полторанин .
Поэтому даже если квота будет всего 100 человек, там обязательно будут иностранцы, которым работодатель готов платить и полтора миллиона рублей в месяц. Это будет, конечно, уже не рабочий, а топ-менеджер из Европы. Работники, которые обходятся подешевле, в список уже не войдут. Но в Москву они всё равно приедут.
| |