|
В декабре 2010 года должны завершиться съемки фильма о деяниях святителя Алексия - одного из первых социально значимых проектов, получивших средства из Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. В октябре 2010 года были окончены работы в павильоне киностудии «Мосфильм». Интернет-портал «ПрофиСинема» побеседовал с генеральным продюсером картины, руководителем церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергеем Кравцом, которые рассказал не только о проекте «Святитель Алексий», но и о своем дебюте в большом кино - о фильме Владимира Хотиненко «Поп». Корреспондент: Сергей Леонидович, я шла на съемочную площадку фильма «Орда», а попала - на съемки «Святителя Алексия», и о названии «Орда» ни актеры, ни остальные члены группы ничего не слышали. Как все-таки будет называться Ваша картина? Сергей Кравец: Пока у нас существуют два рабочих названия. Первое - «Святитель Алексий». Оно было придумано, когда работа над фильмом только начиналась. Второе - «Орда», такое же рабочее, как и «Святитель Алексий». Каким будет окончательное название фильма, мы будем думать на стадии монтажа. Корреспондент: Чем Вам не нравится первоначальное название? Сергей Кравец: Честно говоря, у меня есть сомнение, что широкая публика (а фильм снимается именно для массовой аудитории) поймет, кто такой святитель Алексий. Точно также мы сомневались, что люди поймут первоначальное название картины «Поп» - «Псковская миссия», и изменили его, когда фильм был смонтирован. Наша новая картина по содержанию, несомненно, о митрополите Алексии. Но название «Святитель Алексий» может показаться зрителям чересчур «книжным». Возможно, мы зря так переживаем. Но поскольку наша кинокомпания выросла из книжников, да еще и энциклопедических книжников, то есть из людей совсем «нехудожественных», есть опасения, что мы можем как-то перегнуть палку в сторону фактической, исторической точности в ущерб художественности. Корреспондент: На реализацию этого проекта Фонд выделил средства как на социально значимое кино. Расскажите, пожалуйста, на каких условиях заключен договор с Фондом, были ли какие-то предписания с его стороны? Сергей Кравец: Нет, никаких предписаний со стороны Фонда не было. Дело в том, что, в отличие от продюсеров других проектов, мы обратились в Фонд, когда фильм находился уже в запуске. На момент принятия решения о выделении нам государственных средств, не только был написан сценарий и построена значительная часть декораций, но уже прошли и первые павильонные съемки. Всего у нас пять съемочных периодов. В первый павильонный период на «Мосфильме» снимались сцены в ханском дворце и в ханских банях. Это было в июне. В июле снимались сцены во Владимирской области, где мы построили декорации Московского Кремля XIV века. Потом проходили длительные натурные съемки в Астраханской области, где был построен город Сарай, столица Золотой Орды. Вы сейчас были на вторых павильонных съемках на «Мосфильме»: в декорациях другой части ханского дворца - кочегарки. Последний съемочный период придется на ноябрь-декабрь, в Астрахани, в декорации Сарая, в зимний период. Так вот, когда мы получали средства от Фонда, уже прошли первые павильонные съемки и начались съемки на натуре во Владимирской области. Мы предоставляли всю возможную информацию, и не только в перспективе: фильм фактически делался на глазах представителей Фонда. Корреспондент: Значит, никакой договоренности с Фондом об особенностях проката, о чисто технических моментах не было? Сергей Кравец: Нас спрашивали о том, с кем из дистрибьюторов планируется сотрудничество. Мы честно отвечали, что пока только ведем переговоры, а мы действительно ведем переговоры с достаточно широким кругом дистрибьюторов - начиная от компании «20 век Фокс», прокатчика «Попа». Мы ведем переговоры с телеканалами. Сейчас у нас уже достаточно рабочего материала, чтобы дать понять, о чем идет речь. Интерес к фильму есть. И мы предполагаем до конца года, к окончанию съемочного периода, как-то определиться. Все важные стратегические вопросы, касающиеся именно организационно-финансовой политики компании, решаются коллективным разумом - на так называемом совместном заседании советов «Православной энциклопедии». Заседание это состоится 24 ноября 2010 года. Я думаю, что там вопрос о дистрибуции тоже будет обсуждаться. Корреспондент: Вас обязали предоставлять финансовые отчеты Фонду? Сергей Кравец: Несомненно. Мы уже отчитались за средства, которые были получены из Фонда. Корреспондент: А что касается дальнейших отчетов по прокату? Сергей Кравец: Да, я думаю, взаимодействие будет постоянным. Мы надеемся, что это не последний раз, когда мы получаем такую поддержку, поэтому все требования, которые нам Фонд уже предъявил и еще будет предъявлять, мы неукоснительно выполним. Мы должны будем их информировать, когда заключим соглашение с прокатчиком, о том, как фильм будет прокатываться, сколькими копиями, как будет организовано продвижение картины. Они также интересовались вопросом о телепремьере - как, где это будет, на каком канале. То есть, затрачивая средства на поддержку, Фонд, безусловно, заинтересован в том, чтобы был эффект, была отдача. Особенно, как я думаю, от нашего фильма - просто потому, что это будет первый фильм, реализованный по программе Фонда. Корреспондент: Какой-то возвратный механизм предполагается? Сергей Кравец: Нет, мы получили субсидию. Корреспондент: Фильм состоялся бы без поддержки Фонда? Сергей Кравец: Хороший вопрос. Фонд обеспечил примерно лишь шестую часть бюджета, общая сумма которого около 350-380 миллионов рублей. Но, во-первых, это было очень своевременно, потому что средства мы собирали постепенно. Во-вторых, поддержка Фонда помогла нам в дальнейшем получить дополнительные спонсорские средства на окончание работ. Сейчас об этом не слишком задумываются, но я полагаю, что со временем факт поддержки проекта Фондом будет надежным свидетельством серьезности намерений его продюсеров. Корреспондент: Скажите, пожалуйста, как вообще родилась идея этого фильма? Сергей Кравец: Собственно, два проекта, один из которых уже реализован, - «Поп» и «Святитель Алексий» - родились одновременно. Это было три года назад, еще при покойном патриархе Алексии II, стоявшем у истоков создания кинотелекомпании «Православная энциклопедия». Прежде чем заняться художественным кино, мы специализировались на документальных фильмах и снимали сериалы для центральных каналов. В частности, была сделана 5-серийная картина «Паломничество в Вечный Город» о перворимских мучениках, демонстрировавшаяся на канале «Россия». У нас был 12-серийный фильм «Планета православия», прошедший тоже на «России». Были фильмы для Первого канала, НТВ, ТВЦ. В общей сложности мы сделали примерно полсотни 44-минутных фильмов. И они все были удачными, получали всевозможные премии, включая ТЭФИ, «Витязей» и так далее. В какой-то момент мы поняли, что есть темы, которые могут быть раскрыты только в игровом кино. Тогда-то покойным патриархом были определены две такие темы - это тема Псковской миссии, которая воплощена в фильме «Поп», и история митрополита Алексия, которую мы готовимся рассказать в картине «Святитель Алексий». Эти идеи получили поддержку на уровне Министерства культуры РФ, Правительства, Президента.
| |