|
Москва. 23 июля. FINMARKET.RU - Все больше российских потребителей видят свет в конце кризисного тоннеля, хотя в целом настроение наших соотечественников эксперты все еще характеризуют как «умеренный пессимизм». Во втором квартале уровень потребительского доверия в РФ вырос, однако оставался ниже общемирового уровня. При этом ситуация в экономике беспокоит россиян даже больше, чем собственное здоровье.
Оптимизм побеждает
В мае глобальный индекс потребительского доверия , рассчитываемый компанией Nielsen, повысился на один пункт по сравнению с мартовским значением - до 93 пунктов. Потребителей из Европы во втором квартале беспокоил долговой кризис, однако этот негатив был компенсирован оптимизмом жителей стран Азии и Латинской Америки.
В частности, в Латинской Америке уровень доверия повысился сразу на 3 пункта, в Азиатско-Тихоокеанском Регионе - на 2 пункта, а в Европе - лишь на 1 пункт. Латинская Америка возглавила и рейтинг потребительского доверия по регионам, показав результат в 102 индексных пункта. За ней следует АТР (101 индексный пункт), а также Ближний Восток, Африка и Пакистан с 89 индексными пунктами. В Северной Америке доверие потребителей достигло уровня в 88 индексных пунктов. Самый низкий уровень доверия потребителей был зафиксирован в Европе - 79 индексных пунктов.
«Несмотря на то, что мировая экономика находится в лучшей форме, чем это было 9 месяцев назад (рост в 7 индексных пунктов по сравнению с третьим кварталом 2009 г.), продолжающийся долговой кризис в Европе стал основным тормозом на пути оживления мировой экономики, которое ожидалось в этом году», - отмечает доктор Венкатеш Бала, главный экономист Cambridge Group, входящей в компанию Nielsen.
По данным Nielsen, 6 из 10 стран, жители которых демонстрировали наибольший оптимизм во втором квартале, расположены в Азии. Самый значительный рост потребительского доверия за этот период был зафиксирован во Вьетнаме - индекс здесь поднялся на 18 пунктов, до 119 пунктов. В Сингапуре также было отмечено значительное повышение - на 5 пунктов, до 112 пунктов.
Кроме того, высоким уровнем оптимизма могут похвастаться жители Филиппин (113 индексных пунктов), Китая (109 индексных пунктов) и Колумбии (105 индексных пунктов).
В США во втором квартале уровень потребительского доверия повысился на 2 пункта и достиг уровня 87 пунктов. Кроме того, рост потребительского доверия был зафиксирован в Мексике (+5 пунктов), Дании (+5), Швейцарии (+5), Южной Африке (+4), Нидерландах (+3).
Крупнейшая экономика Европы - Германия - продемонстрировала самый значительный рост уровня потребительского доверия в регионе - на 7 пунктов, до 81 пункта. Однако долговой кризис сказался на настроениях жителей других стран Старого света, и потребительское доверие снизилось в 9 из 24 европейских стран.
В частности, в Италии доверие потребителей вернулось к минимуму с первого квартала прошлого года в 71 индексный пункт, а в Испании было зафиксировано снижение индекса сразу на 10 пунктов. Удивляться, впрочем, не приходится - ведь эти страны относятся к числу проблемных государств региона.
В странах за пределами страдающей от долгового кризиса Европы снижение потребительского оптимизма было отмечено в Австралии, Таиланде, Объединенных Арабских Эмиратах, на Тайване, в Бразилии и Египте.
В целом 58% (столько же, сколько в предыдущем квартале) участников глобального опроса заявили, что все еще находятся в стадии рецессии . Отметим, что если в Азии и Латинской Америке продолжение спада фиксируют 39% и 52% респондентов соответственно, то в Европе - уже 76%, а в Северной Америке - все 84%.
При этом каждый пятый (21%) среди видящих рецессию респондентов полагает, что она продлится не один год. В Северной Америке таких пессимистов еще больше - 24%.
Россия: умеренный пессимизм и свет в конце тоннеля
Пока жители кризисной Европы терзаются опасениями, к россиянам постепенно возвращается оптимизм. После значительного падения в марте-апреле 2009 года и периода стабилизации, пришедшегося на конец прошлого года и начало года текущего, индекс потребительского доверия в России продемонстрировал рост. Во втором квартале он увеличился на 2 пункта, до 88 пунктов. Это ниже среднемирового уровня, однако выше, чем в США и в среднем по Европе.
Экономика является главным источником беспокойства почти для каждого пятого (18%) российского потребителя. Примечательно, что за собственное здоровье и благополучие детей мы тревожимся реже - об этом сообщили 13% и 12% респондентов соответственно.
Хотя экономика страны по факту вышла из рецессии и в настоящее время находится в стадии восстановления, 3 из 4 участников опроса (74%) заявляют, что спад продолжается. Это, впрочем, меньше, чем в первом квартале текущего года (82%).
Почти каждый третий россиянин (30%) отметил, что считает свои перспективы на рынке труда хорошими или отличными. В марте таких трудовых оптимистов было меньше - 27%. Кроме того, каждый третий участник опроса заявил, что в ближайших год рынок труда будет хорошим и отличным.
Более половины (53%) российских респондентов признались, что состояние их финансов является хорошим или отличным. Тем не менее, 70% участников опроса считают, что сейчас не самое подходящее время для покупок.
«Общее настроение на российском потребительском рынке можно по-прежнему охарактеризовать как умеренный пессимизм, однако все больше потребителей верят, что свет в конце тоннеля уже виден. Не смотря на то, что FMCG (fast moving consumer goods, товары повседневного спроса) рынок продолжает демонстрировать негативную динамику в натуральном выражении, как показывают данные продовольственного и непродовольственного Индексов Nielsen, дно негативного тренда, возможно, позади, и во 2-й половине 2010 года можно ожидать позитивных новостей как с рынков упакованных продуктов питания и напитков, так и с рынков персонального ухода и бытовой химии», - заявил генеральный директор «Nielsen Россия» Дуайт Уотсон.
| |