|
В Португалии началась самая крупная забастовка за последние 20 лет. Протестуют против ужесточения режима экономии. Правительство готовит новые меры сокращения расходов и пока отказывается брать в долг. Тем временем, менее «гордые» страны Европы, такие как Греция и Ирландия, активно занимают, и главный донор - по-прежнему Германия. Немцы исправно платят, но задаются вопросом: кто еще, кроме них, в Европе работает? А в ответ получают даже оскорбления. Причем от кого - от британцев, которые не спешат помогать Европе.
Должна ли Германия оплачивать долги аутсайдеров Евросоюза? В данном случае Ирландии. Дискуссия на эту тему в немецком Бундестаге напоминала весенние дебаты по Греции, но в новой тональности, потому что за лето вырос дефицит социальных фондов, и еще ощутимее стала необходимость непопулярных мер.
Оппозиция видит в Ангеле Меркель легкую мишень. «Те, кто за вас голосовал год назад, мечтал о политическом лидерстве, - говорит лидер фракции СДПГ в Бундестаге Фарнк-Вальтер Штайнмайер. - Они верили, что предвыборные обещания будут выполнены. И что они получили? Кошмар!»
«Вы, фрау Меркель, тут все время говорите о будущем, но вы ни словом не обмолвились о том, как будет выглядеть эта страна через 10, 20, 30 лет», - добавляет сопредседатель Партии зеленых Ренате Кюнаст.
Мало кто рискнет предположить, что будет через год, а ведь она - не просто канцлер одной страны, она - неформальный лидер всего Евросоюза. В этом - сила и слабость ее позиции. Не Германия для евро, а евро для Германии, мотивирует Меркель свое решение помочь Ирландии.
Немцам это будет стоить 22 миллиарда евро. «Зеленые» у нас прочно ассоциируются со словом «нет», - отмечает федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. - Если так пойдет дальше, скоро они будут голосовать за празднование Рождества, но против Рождественского поста".
Политикам в Ирландии приходится начинать Рождественский пост с обсуждения программы тотальной экономии - это условие предоставления помощи. Следующей в очередь за ней, скорее всего, встанет Португалия - сегодня там общенациональная забастовка против сокращения штатов и зарплат. А еще есть Испания, Италия и даже Франция. Хватит ли на всех 750 миллиардов антикризисного фонда? И должен ли он формироваться только за счет денег налогоплательщиков?
Дебаты о привлечении средств частных корпораций, на чем настаивает Ангела Меркель, закончились британо-германским скандалом в Европарламенте. Депутата-немца его коллега-англичанин обозвал фашистом.
«Надо задействовать частный сектор, надо получать от него больше денег, - убежден депутат Европарламента от Германии Мартин Шульц. - Это могло бы помочь, но британцы этого не хотят. А решает ли вообще Великобритания хоть что-то в ЕС?»
«В Германии люди бы подумали, прежде чем скандировать нацистский лозунг, который мой коллега выкрикнул сейчас, - парирует на это другой депутат Европарламента от Германии Мартин Шульц. - Это то, с чем я борюсь постоянно. Не уверен, что то же делает и этот человек».
«Вот тут Мартин Шульц попал в точку, - поддерживает депутат от Европарламента от Великобритании Годфри Блум. - Он - не демократ. Он - фашист».
«Большинство находящихся в зале, я полагаю, сочтет ваши заявления недопустимыми, так же, впрочем, как и я, - говорит на это председатель Европарламента Ежи Бузек. - Прошу вас покинуть зал».
Эта ссора - как отголосок их исторического соперничества в Европе, хотя Великобритания с ее скромным (7миллиардов фунтов) вкладом в общий котел вряд ли может претендовать на лидерство. Поэтому важнее другое: в один и тот же день социал-демократ Шульц в Страсбурге защищает позиции Меркель так же упорно, как его однопартийцы в Берлине их атакуют.
Сегодня курс европейской валюты в очередной раз ощутимо упал. Для экспортно-ориентированной экономики ФРГ это даже хорошо. И, в общем, на все часто задаваемые вопросы по этой теме - что будет с евро, с еврозоной и даже Евросоюзом - ответ сегодня только один: все это будет, пока это нужно Германии.
| |