|
Парламентаризм в современном мире, особенно западном, часто ассоциируют с демократией. Чем больше парламентаризма - тем больше демократии. В такой увязке есть как свое рациональное зерно, так и довольно сильное известное упрощение. Новейшие тенденции развития современного мира показали, что политические реалии во многих странах мира - богаче упрощенных схем.
Многие страны, не имеющие традиций англо-саксонской демократии, сегодня по праву вносят свой вклад в развитие современной - многоликой и многообразной - демократии, и эти наработки ценны прежде всего в тех регионах, которые сравнительно недавно вступили на демократический путь. В этом плане современная азербайджанская демократия и современный азербайджанский парламентаризм являются неоценимым вкладом в развитие прогрессивного, светского общества, могущего послужить ярким примером, достойным подражания для многих мусульманских стран.
Азербайджанский парламентаризм обретает свою уникальную форму на рубеже XIX-XX веков, когда Российская империя вступила в период политических и экономических реформ. Северный Азербайджан стал тогда центром демократического и освободительного движения мусульманских народов Российской империи. Ведущие азербайджанские политики того времени стали депутатами Государственной думы России первого и второго созывов. Председателем мусульманской фракции, одной из крупнейших в Думе, был избран Алимардан бек Топчибашев. Таким образом, ряд видных политических деятелей Азербайджана получили богатую парламентскую практику в Государственных думах России. Поэтому формирование Азербайджанской Демократической Республики, провозглашенной 28 мая 1918 года, именно в качестве парламентской республики было обусловлено исторической реальностью. В Декларации независимости тех лет объявлялось о создании в Азербайджане парламентской республики, гарантирующей «в своих пределах гражданские и политические права всем гражданам, без различия национальности, вероисповедания, социального положения и пола». На заседании Национального совета Азербайджана, проведенном 19 ноября 1918 года, было принято решение об образовании парламента. В решении отмечалось, что так как население Азербайджана состоит не только из азербайджанцев, то есть азербайджанских тюрков, то в азербайджанском парламенте должны быть представлены все народы, проживающие на территории государства. Парламент должен был состоять из 120 человек. Из них 80 человек должны были представлять мусульман, 21 - армян, 10 - русских, 1 - немцев и 1 - евреев.
Парламент АДР на протяжении всей своей деятельности, с декабря по конец апреля 1920 года, оставил глубокий и богатый след в истории азербайджанской государственности. Всего состоялось 145 заседаний парламента, принявшего важнейшие законы и решения, направленные на обеспечение территориальной целостности и сохранение независимости страны, создание демократического государства, в котором в полной мере обеспечивались бы права и свободы человека.
Азербайджанская ССР была образована 28 апреля 1920 года. С 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936 года была частью Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР), которая являлась одной из республик в составе СССР. По Конституции СССР 1936 года Азербайджан наравне с Грузией и Арменией вошел в состав СССР как самостоятельная союзная республика. Высшим органом государственной власти был однопалатный Верховный Совет Азербайджанской ССР, избиравшийся на 4 года по норме: 1 депутат от 12,5 тыс. жителей.
Новая страница в истории азербайджанского парламентаризма открылась в 1991 году. Выборы в последний Верховный Совет Азербайджанской ССР прошли 2 сентября 1990 года в условиях чрезвычайного положения, введенного в стране после кровавых событий 20 января, и были призваны сохранить пошатнувшийся режим советской власти.
30 августа 1991 года, спустя несколько дней после провала августовского путча ГКЧП, на внеочередной сессии Верховного Совета Азербайджана была принята Декларация о восстановлении государственной независимости Азербайджана. 18 октября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Конституционный акт о государственной независимости Азербайджанской Республики.
Современную устойчивую форму политическая система Азербайджана обрела после 1995 года. Поэтому имеет смысл осуществить краткий ретроспективный обзор становления азербайджанского парламентаризма.
В августе 1995 года Милли меджлис страны принимает новый избирательный кодекс, в соответствии с которым высший законодательный орган формируется из 125 депутатов на смешанной основе (100 депутатов по партийным спискам, 25 - выдвигаются по мажоритарному принципу из своих избирательных округов). Первоначально согласно первой редакции закона и на период выстраивания партийной системы Азербайджана в парламент попадали партии, преодолевшие барьер в 8% голосов избирателей. В ходе выборов 12 ноября 1995 года уверенную победу одержала партия Гейдара Алиева, партия сторонников реформ и модернизации - «Ени Азербайджан». Одновременно с выборами состоялся и всенародный референдум, принявший новую Конституцию страны, разработанную международной командой юристов и специалистов президентской администрации. В 1997 году в Азербайджане впервые в истории Востока была отменена смертная казнь. По предложению президента Гейдара Алиева парламент неоднократно принимал акты амнистии, содействуя тем самым возвращению тысяч людей к своим семьям. Новый парламент формирует юридическую базу экономических и социально-политических реформ, проводимых по инициативе Гейдара Алиева, а также активно завоевывает авторитет на международной парламентской арене. Уже к 1998 году делегация азербайджанского парламента получает статус наблюдателей в Совете Европы .
В том же году вторую уверенную победу на президентских выборах вновь одерживает Гейдар Алиев. Партийная система Азербайджана оказалась устойчивой и сформированной, поэтому общенациональный лидер Азербайджана параллельно с реформами начал процесс постепенной либерализации политической жизни, расширения доступа граждан в большую политику. В 1999 году состоялись первые в истории республики муниципальные выборы, которые прошли в полном соответствии с современными европейскими нормами. Вполне логично, что Милли меджлис развивает на этом фоне активное сотрудничество с европейскими депутатами. В парламенте на постоянной основе начали проводиться семинары, научно-практические конференции по проблемам становления правового государства и деятельности неправительственных организаций. Значительное внимание в этой работе уделялось правам беженцев и вынужденных переселенцев из зоны карабахского конфликта. Ставились также вопросы прав женщин, их присутствия в структурах исполнительной власти, обсуждались реформы в социальном и гражданском законодательстве. На азербайджанский язык переводились международные конвенции и документы ООН. Такая целенаправленная политика руководства страны позволила азербайджанским депутатам получить и успешно усвоить опыт международных публичных дебатов, расширить свой политический кругозор и занимать достойное место на международных конференциях. В результате спустя всего несколько лет, что по историческим меркам означает «очень быстро», это привело к тем достижениям, что мы имеем сегодня: азербайджанские парламентарии умело и авторитетно отстаивают интересы своего государства на всех ведущих мировых площадках от ПАСЕ до ОИК. Рубеж столетий, 2000 год, ознаменовался тем, что Азербайджан был официально принят в полноправные члены Совета Европы. В ноябре были назначены выборы в Милли меджлис второго созыва. Накануне Гейдар Алиев направил в парламент серьезные изменения в законы «О выборах» и «О Центральной избирательной комиссии». Согласно новой редакции минимальный процент голосов, необходимых для прохождения в парламент, снизился до 6%. К предвыборной подготовке было допущено 19 партий, из которых 13 смогли собрать нужное количество подписей. Понимая необходимость расширения доступа граждан к выборам, Гейдар Алиев обратился в ЦИК с просьбой допустить к выборам все партии, собравшие подписи для регистрации. После тщательной проверки избирательная комиссия зарегистрировала 409 кандидатов в депутаты. Эти выборы, как и последующие выборы 2005 года, выиграла правящая партия «Ени Азербайджан», однако с тех пор азербайджанский парламент оставался многопартийным органом, рождающим консенсусные решения в ходе активных дебатов.
| |