|
Сегодня, 25 ноября 2010 года исполнилось бы 85 лет великой русской актрисе Нонне Викторовне Мордюковой. Став на экране воплощением волевой женщины, выживающей в самых тяжелых обстоятельствах, Мордюкова рано обрела всенародную любовь, которая не угасает и по сей день. Звездой всесоюзного масштаба актриса стала еще будучи студенткой ВГИКа, в 1948 году сыграв роль комсомолки-подпольщицы Ульяны Громовой в знаменитом фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Эта роль принесла 23-х летней Мордюковой не только славу на весь Советский Союз, но и Сталинскую премию первой степени, что было редкой честью для начинающей актрисы.
Но главной роли в эпоху послевоенного «малокартинья» Мордюковой пришлось ждать целых 7 лет. В 1955 году актриса сыграла в фильме Михаила Швейцера «Чужая родня» Стешу Ряшкину - молодую деревенскую женщину, которой приходится ради любви к мужу разорвать связи со своей семьей, не преемлющей колхозные порядки. Участие в одном из этапных фильмов зарождавшейся «оттепели» раскрыло драматический талант Мордюковой, после чего последовали и другие не менее значимые работы в фильмах «Отчий дом» (1959), «Простая история» (1960), «Председатель» (1964).
Но амплуа сильных женщин из народа актерский талант казачки Мордюковой не исчерпывался. Появления актрисы в эпизодах подчас оказывались даже более эффектными, чем ее главные роли. В 1964 году она блистательно сыграла эпизодическую роль скучающей купчихи Белотеловой в комедии Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова». А в 1968 создала сатирический образ управдома Варвары Сергеевны в «Бриллиантовой руке», - пожалуй, самая популярная роль в ее карьере.
Если же говорить о драматических персонажах Мордюковой, то здесь высшего пилотажа актриса достигла в фильмах «Родня» (1981) Никиты Михалкова и «Комиссар» (1967) Александра Аскольдова. Последняя картина, в которой Мордюкова сыграла комиссара Вавилову, почти утратившую в годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую ее в материнстве, 20 лет пролежала на полке, но увидев свет, получила целый ряд российских и международных призов. А Нонна Мордюкова за роль в этом фильме была названа одной из 10-ти лучших актрис ХХ века по версии Британской энциклопедии.
В постсоветское время Нонна Викторовна редко появлялась на большом экране. В 1995 году мелькнула в эпизодической роли работницы ЗАГСа в комедии Владимира Меньшова «Ширли-Мырли», ставшей бенефисом всех звезд советского и молодого российского кино. В 1999 году актриса в последний раз сыграла в кино в фильме Дениса Евстигнеева «Мама», сценарий которого был написан специально под Мордюкову. В финальной сцене этого во многом спорного фильма пожилая мать, своими руками погубившая собственных сыновей, утирая слезы, смеется заразительным смехом. Своеобразное завещание, оставленное великой артисткой своей публике, завещание, согласно которому надежда на лучшее никогда не должна умереть.
| |