|
200 лет назад родился знаменитый русский хирург Николай Пирогов. Во всём мире он признан как родоначальник современной военно-полевой хирургии.
Пирогов создал анатомический атлас, прошёл несколько войн, на Кавказе впервые оперировал под общим наркозом, в осаждённом Севастополе изобрёл гипсовую повязку и спас от ампутации тысячи военных. Солдаты говорили, что Пирогов может пришить даже оторванную снарядом голову. До сих пор люди едут к его гробнице на Украине, в Виннице. Они верят, что там смогут вылечиться.
Усыпальница Николая Пирогова ниже основания храма Николая Чудотворца на несколько метров, а это значит, что протоиерей Владимир, спускающийся по лестнице, не нарушает православный канон.
Высокий чин (на Пирогове - черный мундир тайного советника) едва ли был аргументом для священного Синода, разрешившего беспрецедентное бальзамирование без погребения. Пирогова знали и к нему шли со всей России.
«Ясно, что они не могли заплатить такому дорогому доктору. Но они ему приносили яички или вообще ничего не приносили - простое спасибо говорили. Но он делал им сложные операции и никогда ничего не брал за это», - рассказывает настоятель храма Николая Чудотворца протоирей Владимир (Яковына).
Интерьер приемной в усадьбе Вишня воспроизводили, сверяясь с картиной передвижника Маковского. Николай Пирогов по своему масштабу личность почти возрожденческая. Вдумайтесь: эфирный наркоз, гипсовая повязка, сортировка раненых по степени тяжести и, конечно, сестры милосердия. Медицина до Пирогова и после - две разные науки.
Чудесное излечение родного брата, случившееся на глазах у маленького Пирогова, определит судьбу хирурга. Москвич по рождению, в 14 лет он поступает в университет, диссертацию пишет уже в Тарту, совершая медицинские открытия прямо на глазах коллег.
Вряд ли состоялась бы современная хирургия, если бы не пироговская «ледяная анатомия» и атлас- итог титанической работы по изучению строения организма. Но прославит Пирогова не он - военно-полевая хирургия на полях проигранной Россией Крымской войны.
О событиях тех лет в 1947 году режиссер Григорий Козинцев снял фильм «Пирогов». В осажденном Севастополе он превратится в легенду мировой медицины.
«Однажды на перевязочный пункт солдаты на носилках несли раненного. Дежурный врач увидел, кого несут, замахал руками, кричит: "Что вы делаете, куда несете? Разве вы не видите, что он без головы?" А ему отвечают: "Ничего, Ваше высокоблагородие, не волнуйтесь. Голова есть, ее несут следом. Здесь же Пирогов, он эту голову как-нибудь пришьет"», - то ли легенду, то ли быль рассказывает Клавдия Антощук, заведующая отделом национального музея-усадьбы Н.И. Пирогова.
Упорный и прямой, Пирогов поссорился даже с императором, указав Александру II на ошибки в Крымской кампании. Надолго попадет в опалу. Будет лечить Гарибальди и Менделеева, объедет полстраны, борясь с холерой и невежеством.
Он сам диагностирует себе рак. После его кончины супруга получит разрешение на бальзамирование. Его осуществят по методу, конечно же, Пирогова. Новые технологии с годами внесут в процесс коррективы.
«Это бальзамическая жидкость сегодня является ноу-хау и в связи с вариантом перехода на хозрасчет всех и вся, нам необходимо около 200 тысяч гривен (примерно 20 тысяч долларов) для того, чтобы провести ребальзамирование», - говорит директор национального музея-усадьбы Н.И. Пирогова Пётр Гунько.
Делать ее нужно каждые пять лет, но насобирать денег самим у музейщиков не получается. За то, чтобы попасть к Пирогову, как и при его жизни, плата - символическая.
«Люди верят в то, что если они побывают здесь или в усадьбе, если они прикоснутся к ели, посаженной Пироговым, то они почувствуют себя лучше - здесь или в усыпальнице, когда прикоснутся к гробу Пирогова. Такие чудеса есть», - рассказывает главный хранитель музея-усадьбы Пирогова Зинаида Мартынова. И странно было бы, если судьба доктора, которого называли чудесным, сложилась бы иначе.
| |