|
Резкого повышения экспортных пошлин на нефтепродукты с 2011 г. может и не произойти. Предложения Минфина жестко раскритиковал министр энергетики Сергей Шматко
Предложение Минфина существенно повысить пошлины на экспорт нефтепродуктов должно быть тщательно проработано, заявил вчера Шматко.
По его словам, пока Минэнерго исходит из того, что пошлины на темные и светлые нефтепродукты будут просто выравнены. «Мы не согласились, что повышение пошлины - принятое решение, может быть принято совсем другое», - категоричен Шматко (его цитаты по «Интерфаксу»). Сейчас ставка пошлины на темные нефтепродукты - 38,1% от нефтяной, на светлые - 70,7%. Проект бюджета на 2011-2013 гг. предполагает их постепенную унификацию на уровне 55, 56 и, наконец, 60% от нефтяной. Но в октябре Минфин предложил резко повысить единую ставку. Вплоть до 85-90%, говорил замминистра Сергей Шаталов . Решение нужно принимать с 2011 г., сказал на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин. Увеличение пошлин Минфин объяснял нежеланием дотировать белорусские НПЗ, которые в будущем станут получать из России всю нефть без пошлин (сейчас только 6,3 млн т): их отмену предусматривают договоренности по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Чиновники, участвующие в переговорах, не исключают, что это может произойти до 1 января 2012 г. (дата официального запуска ЕЭП). Рост пошлин на нефтепродукты до 90% от нефтяной обойдется компаниям в $12-13 млрд, подсчитал Денис Борисов из Банка Москвы, при этом негативный эффект для них будет разным в зависимости от доли нефтепереработки в доходах (см. таблицу). Оценка Кудрина еще выше - $15 млрд. Но Минфин обещал компаниям адекватную компенсацию - в виде субсидий или снижения НДПИ (трехлетний бюджет пока, напротив, предусматривает индексацию базовой ставки налога в 2012 г. на 6,4%, в 2013 г. - на 5,4%). «Окончательного ответа, что будет сделано, пока нет», - признал Шматко, какой будет единая ставка, еще предстоит решить. В среду этот вопрос, по его словам, обсуждался на совещании в Минэнерго, а в четверг - у вице-премьера Игоря Сечина . Решения у Сечина не принимались, говорит участник совещания: «Рабочая встреча». «Исходим из того, что принятым считается решение об унификации пошлин, заложенное в бюджете: 56, 58 и 60%», - рассказывает другой участник совещания. Эта позиция согласована и с Минэнерго, и с нефтяниками, утверждают чиновник министерства и сотрудник одной из крупных нефтяных компаний. Представители Минфина, Минэнерго, «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» и ТНК-BP от комментариев отказались. Российская нефтепереработка не выдержит повышения пошлин на нефтепродукты до 85-90%, говорит руководитель международной налоговой практики для нефтегазового сектора Ernst & Young Алексей Кондрашов: «Она станет экономически неэффективной, а белорусским НПЗ просто станет тяжелее». По его мнению, выравнивать пошлины на светлые и темные нефтепродукты и в целом сокращать разницу с пошлиной на нефть нужно, но не так резко. Постепенная унификация пошлин на нефтепродукты до уровня 60%, по расчетам Минфина, пополнит бюджет за три года на 50 млрд руб. Дополнительные расходы нефтяников будут выше, не согласен Борисов: около $2 млрд при ставке 60%. Но это оправданное увеличение нагрузки, считает он: мера стимулирует модернизацию НПЗ и сокращение производства мазута (его доля в российской корзине нефтепродуктов - 28%, в США - примерно 5%). Сокращение разницы между пошлинами на нефть и нефтепродукты приведет к снижению неэффективного производства нефтепродуктов на экспорт, росту вывоза нефти, облагаемого по более высокой ставке, и увеличению бюджетных поступлений, считает Кондрашов. Тогда, по его словам, государство сможет понизить ставку пошлины на нефть, на первых порах хотя бы на 5 процентных пунктов до 60%, а это должно простимулировать инвестиции в добычу. Но в ответ может вырасти цена нефти внутри страны, а значит, положение НПЗ ухудшится, предупреждает Борисов, к тому же не все ВИНКи (вертикально-интегрированные компании) одинаково выгадают от снижения пошлины на нефть. Заявляя о важных решениях, которые не согласованы, чиновники ставят себя в неловкое положение, замечает партнер ФБК Игорь Николаев: складывается впечатление, что межведомственное согласование и серьезное обсуждение практически отсутствуют. Бизнесу в такой ситуации планировать какую-то деятельность крайне сложно, констатирует он.
| |