|
Проект, который я придумал, продвигал, пробивал, наконец реализуется. Принято решение о создании Российско-французской киноакадемии. Наши молодые кинорежиссеры получат возможность работать с западными продюсерами, а фильмы, созданные киноакадемией, попадут на европейский рынок.
Идея родилась в Париже в феврале прошлого года, когда президент Дмитрий Медведев был у президента Николя Саркози. На обеде, куда был приглашен и я, увидел Фредерика Миттерана, министра культуры Франции. Миттеран сам кинематографист, он знает кино, любит его и хорошо разбирается в российском кинематографе.
Мы начали говорить о том, что совсем мало российских фильмов во Франции. Тогда в Париже шел мой «Царь» и до него - «Остров» и фильмы Андрея Звягинцева . А в свое время, когда я делал «Такси-блюз», в прокате было около пятнадцати российских фильмов и вообще наше кино присутствовало на европейских экранах.
К этому приложили руку французы. Их модель кинематографа никогда не была замкнутой. Тогда при Министерстве культуры Франции существовал Фонд помощи Востоку. При содействии этого фонда в 90-е годы были сняты мои «Такси-блюз» и «Луна-парк», «Любовь» Валерия Тодоровского, «Окно в Париж» Юрия Мамина , «Ребро Адама» Вячеслава Криштофовича и много других фильмов.
Я спросил Миттерана, почему теперь нет такой программы, и выяснилось, что сейчас действует Фонд помощи Югу. Очень многие хорошие фильмы сняты кинематографистами Алжира, Марокко, Туниса на средства этого фонда. Это небольшие деньги, но деньги - это кровь фильма. Сам факт того, что они текут в его жилах, означает, что фильм будет, его покажут в кинотеатрах, на телевидении, его увидят на фестивалях. Например, румынские фильмы, которые получали призы в Канне, - они сделаны с французским участием. Во Франции считают, что чем больше будет сохранено национальных культур, языков, способов самовыражения, тем лучше будет для всех. У них такая концепция со времен де Голля.
И вот мы с Миттераном пришли к тому, что нужно сделать Российско-французскую киноакадемию. «А можете выделить господдержку?» - спрашиваю я. Он обещал. Министр культуры России Александр Авдеев активно поддержал нашу идею. Тогда я написал проект концепции киноакадемии и передал нашему президенту Дмитрию Медведеву. В июне эта идея стала одной из тем разговора между Дмитрием Медведевым и Николя Саркози на их встрече в Санкт-Петербурге на экономическом форуме. Оба президента пришли к тому, что сейчас, в перекрестный год России и Франции, принятие такого решения станет вехой, принципиально важным проектом, который будет долговременно работать на культуру двух стран.
Проект адресован в первую очередь молодежи. У нас талантливые режиссеры, актеры, сценаристы, но российский кинематограф недостаточно конкурентоспособен на международных рынках. Прежде всего мы займемся образованием, передачей практических знаний и навыков - каждая сторона деятельности академии будет связана с обучением молодых кинематографистов. Наше молодое кино как-то окуклилось, замкнулось само в себе, превратилось в специфический арт-проект, окрашенный в трагически-черный цвет. Думаю, что выход на европейский рынок что-то изменит в мироощущении молодых режиссеров. Они будут общаться с европейскими коллегами, они получат другой опыт. Надо помнить, что прелестные ранние фильмы Вуди Аллена тоже были арт-проектом. Выход на общечеловеческие темы изменит наше кино, я в этом уверен.
Россия и Франция будут осуществлять управление киноакадемией и финансирование ее деятельности на паритетной основе. Министр культуры Фредерик Миттеран выразил предварительное согласие выделять со стороны Франции ежегодную квоту для создания 4-6 фильмов. Фонд поддержки российской кинематографии во главе с Сергеем Толстиковым выступает нашим соучредителем. Я очень благодарен Сергею за активную помощь. Попечительский совет, в который войдут знаковые представители государства, бизнеса и культуры с российской и французской сторон, поможет в продвижении работ киноакадемии на межгосударственном уровне.
Финансирование будет осуществляться как из бюджета двух стран, так и за счет частных инвесторов. Сейчас я как раз занимаюсь этим. Самое сложное - решать финансовые вопросы. Денег, как всегда, ни у кого нет. Министерство культуры, Минэкономразвития, МИД и Минфин сейчас занимаются проработкой документов. Все должно получиться. Мне кажется, для нашего кино это будет замечательно. Хочу верить, что академия станет местом, где люди будут собираться, общаться, придумывать что-то вместе и делать хорошие фильмы. Вот такие у нас прекрасные планы.
| |