|
Еще вчера спектакли европейских театров можно было увидеть лишь в двух российских столицах, но этой осенью ситуация вдруг резко изменилась. «Труд» считает, что теперь московским театралам придется чаще выезжать в провинцию за впечатлениями.
Если тебе не выпало родиться в Москве и Санкт-Петербурге, то ты, скорее всего, обречен несколько раз в год выбираться в театр или на унылого «Дядю Ваню», слепленного в местном драматическом театре по рецептам 50-летней давности, или на сомнительную завозную антрепризу. О том, чем живет европейский театр, рядовому российскому зрителю просто неизвестно.
До сих пор, если образованному провинциалу хотелось посмотреть лучшие спектакли Германии, Польши, Франции, у него было два пути: или отправляться за границу (но для этого нужно как минимум сносно владеть языком, на котором говорят актеры), или ехать в Москву на какой-нибудь крупный театральный фестиваль.
Триумфальное шествие европейского театра по России
Осень 2010 года в этом смысле оказалась на удивление нетипичной. Лучшие театральные труппы Европы, делая пересадку в Москве, летели дальше вглубь России - кто в Ярославль на Международный театральный фестиваль имени Волкова, кто в Омск на фестиваль «Академия», кто в Пермь на фестивали «Текстура» и «Пространство режиссуры». Все спектакли, с которыми они ехали в Россию, в Москве и Петербурге увидеть было нельзя. Казалось, что столичным театралам пора паковать вещи и ехать в регионы. Многие так и поступили.
«Все началось, когда президент Дмитрий Медведев провозгласил программу по депровинциализации провинциальных городов России, - рассказывает театровед, директор фестиваля "Реальный театр" Олег Лоевский. - Ее цель - обеспечить равный доступ к культуре всем гражданам нашей страны. Действительно, почему люди других городов не могут смотреть то, что смотрят жители Москвы и Петербурга?» По словам Лоевского, появились губернаторы, которые стали придавать больше значения культурным проектам и вкладывать в них деньги.
Пока список таких губернаторов невелик - это Олег Чиркунов в Перми, Олег Ипатов в Саратове, Леонид Полежаев в Омске, Алексей Гордеев в Воронеже. «Как я был удивлен, - рассказывает Лоевский, - когда приехал в Саратов и в кабинете губернатора увидел звезд мирового театра - Ли Бруера и Матиаса Лангхоффа». Ли Бруер, выдающийся американский режиссер-авангардист, в октябре этого года поставил в Саратовском ТЮЗе спектакль по пьесе Сэма Шепарда «Проклятье голодающего класса». Все постановки Ли Бруера - события мирового масштаба, и тот факт, что на премье-ру спектакля съехались видные критики и режиссеры не только из Москвы, но и из-за границы, отнюдь не кажется странным.
Как раз на премьеру «Проклятья голодающего класса» приехал и Матиас Лангхофф, немецкий режиссер с мировым именем. Лангхофф уже работал в России - в Александринском театре в Петербурге он поставил «Квартет» по пьесе Хайнера Мюллера. Уже в 2011 году режиссер планирует поставить спектакль в саратовском ТЮЗе.
Откуда деньги?
Сейчас привезти в провинциальный театр европейский спектакль мирового уровня иногда дешевле, чем московский или петербургский. Рассказывает Ольга Никифорова, арт-директор сразу двух международных театральных фестивалей - омской «Академии» и Волковского фестиваля в Ярославле: «На первый фестиваль "Академия" я хотела привезти "Женитьбу" в постановке "Ленкома", но они попросили сумму даже больше, чем хорошие зарубежные театры». Благодаря усилиям Ольги в Омск два раза приезжал немецкий актер и режиссер Мартин Вуттке со своими спектаклями «Арто и Гитлер в Романском кафе» и «Гретхенский Фауст», а также «Комеди Франсез» со спектаклем «Женитьба Фигаро» в постановке молодого режиссера Кристофа Рока.
По словам Никифоровой, в России уже действуют европейские расценки, и чтобы жители регионов смогли увидеть хороший зарубежный спектакль, придется заплатить от десяти тысяч долларов. Если хочется пригласить режиссера на постановку, то и здесь нет ничего невозможного. Сотрудничество саратовского ТЮЗа с такими режиссерами, как Ли Бруер и Матиас Лангхофф, это доказывает. «Гонорары зарубежных и столичных режиссеров сопоставимы, - добавляет Никифорова. - А зачастую в провинции иностранные артисты получают больше, чем у себя дома».
Все зависит от губернатора
В любом случае - затеваешь ли ты новый международный фестиваль или приглашаешь на постановку хорошего европейского режиссера - требуются деньги, а вопросы финансирования в нашей стране зависят от конкретного губернатора. Если в Перми и Саратове губернаторы понимают важность культурного развития, то в других регионах организаторам зачастую приходится бороться с косностью местной власти.
«В Омске дают много денег, - говорит Ольга Никифорова, - но второй фестиваль "Академия" доказал, что на этом фестивале существует цензурный контроль со стороны властных структур». В этом году Никифорова привезла в Омск спектакль «Вертер» в постановке Михала Борчуха из Старого театра Кракова. Постановка не понравилась министру культуры Омской области Владимиру Телевному, к тому же во время спектакля ушло 10 зрителей, и в итоге Никифоровой не продлили контракт - больше она не является арт-директором «Академии». «Я езжу по всей Европе и пытаюсь привезти в Омск лучшие спектакли, а мне говорят, что министру культуры этот спектакль не понравился. Это цензура».
Как победить провинциальность
Ольга Никифорова считает, что качественные европейские спектакли способны расшевелить местную публику, привыкшую к комедиям и антрепризам. «Когда я приехала в ярославский театр, я была в ужасе, - делится своими впечатлениями она. - В зале сидела публика, средний возраст которой был 75 лет». После того как Никифорова привезла на Волковский фестиваль спектакль «Преступление и наказание» Хорватского национального театра и «Дядю Ваню» в постановке Римаса Туминаса, возраст зрителей и наполняемость зала резко поменялись. В этом году на радикальном спектакле венгерского режиссера Аттилы Виднянского «Человек крылатый» свободных мест не было.
«Когда выбираешь спектакли для провинции, всегда нужно думать о расширении эстетических границ», - считает Ольга Никифорова. К хорошему, серьезному театру публика привыкает постепенно. «Никогда не бывает все сразу, - говорит она. - То, что сейчас с некоторых постановок уходят зрители, - не беда. На моих глазах очень часто происходили такие метаморфозы, когда новые спектакли вызывали неприятие у провинциального зрителя, но затем люди привыкали и постепенно начинали принимать то, что им показывают».
«Никакой Запад не сможет нанести нам столько ущерба, сколько нанесли мы сами себе»
Спектакли зарубежных мастеров способны изменить не только состав публики, но и репертуар провинциального театра, состоящий сейчас из комедий и избитых интерпретаций русской классики. «Когда ты привозишь в провинциальный город много спектаклей с чужой эстетикой, то местные актеры начинают понимать контекст - где, как ты работаешь, куда двигаться дальше», - считает Никифорова.
Правда, среди ревнивых защитников провинциальной самобытности находятся те, кто против таких изменений. И в Омске, и в Ярославле некоторые местные журналисты пытаются доказать потенциальным зрителям, что они должны смотреть только «отечественный продукт» и избегать западных влияний. По мнению Ольги Никифоровой, многие местные журналисты сами приговаривают зрителей к званию провинциалов.
| |