|
Премьер-министр Владимир Путин беседовал с немецкими предпринимателями и участвовал в экономическом форуме, который ежегодно устраивает крупнейшая газета «Зюддойче цайтунг». Говорили о сотрудничестве в газовой и атомной энергетике, которую, по словам Путина, на дрова не обменять.
Экономический форум газеты «Зюдойче цайтунг» - это немецкий Давос «для своих». Но в этой аудитории Владимир Путин не чужой. Он руководит экономикой, в которой вращаются десятки миллиардов евро из Германии. Российский премьер быстро выводит разговор из русла обмена любезностями: мы открыты для иностранного капитала, а что в Европе? Путин припоминает несостоявшуюся покупку Opel российскими инвесторами.
«Разве этому концерну стало лучше после того, как уже практически согласованная сделка была сорвана? Мне кажется, нет. Ничего к лучшему там принципиально не изменилось. Я надеюсь, что изменится. Мы хотим, чтобы это произошло. У нас с "Опелем" хорошие отношения. Другая наша частная компания "Ренова" приобрела высокотехнологичное производство в Швейцарии по производству солнечных панелей. По судам затаскали! Сейчас вроде урегулировали, но так невозможно работать», - восклицает премьер-министр России.
Германии часто приходится платить за других. Намек премьера на проблемы с должниками Еврозоны развеселил аудиторию. Но ведь немцев заставляют оплачивать и европейскую энергобезопасность, принимая законы, лишающие не только Россию, но и Германию приоритетных прав на использование газопровода «Северный поток».
«Мы слышим от наших партнеров из Северной Америки и Европы почти одно и то же в разных вариантах: хотите быть членами общей цивилизованной семьи, ведите себя цивилизованно. А это что такое? Что, подзабыли наши коллеги какие-то элементарные основополагающие принципы? Один из них - закон обратной силы не имеет. Он сформулирован еще во времена Великой французской революции. Но как так можно? Вот наши компании, кстати говоря, вместе с немецкими партнерами на территории Литвы приобрели законным способом часть активов в трубопроводной системе. Теперь, ссылаясь на этот третий энергетический пакет, их оттуда выбрасывают и говорят: "Продайте"! Ну что это такое, что это за разбой?» - продолжает Владимир Путин.
Разбой, согласно кивали немцы. И снова смеялись над экспромтом Путина, который сегодня точно пройдет по всем новостям как цитата дня.
«Почему-то немецкой общественности не нравится атомная энергетика, я не хочу делать никаких комментариев. Но я вообще не понимаю, чем вы будете топить? Газа не хотите, атомную энергетику не развиваете - будете дровами топить? Но за дровами тоже в Сибирь надо ехать. У вас же и дров нет», - пошутил российский премьер.
Экономический кризис сместил опоры мировой экономики. Теперь Россия вместе с Бразилией, Индией и Китаем оказываются основными факторами глобального роста, рассуждали немцы.
«Россия уже на протяжении длительного периода является весьма привлекательной страной для инвестиций. И она будет оставаться такой. В этой стране экономика будет процветать в большей степени, чем в европейских странах. Хочу посоветовать только одно - отправляйтесь как можно быстрее на этот рынок. Там вас ждет прекрасное будущее», - заявил Николас Кнауф, председатель совета учредителей компании Knauf.
Петер Лёшер, глава компании «Сименс», которая строит на Урале скоростные поезда, разводил руками так, как будто хотел прямо сейчас расширить европейскую колею до размеров российской: «Россия для нас - вторая родина. Это огромный рынок шансов. И мы, предприниматели, считаем, что в России шансы значительно перевешивают риски».
В расчетах за энергоносители Россия и Китай перешли на национальные валюты. А возможно, когда-нибудь возникнет единая евро-российская валюта. Из зала предложили название - еврубль. Путин дал понять, что перестал исключать любые возможности сближения после своей встречи с канцлером Германии Гельмутом Колем в 1993 году.
«Для меня это было каким-то поворотным пунктом в сознании. Потому что господин Коль абсолютно искренне, очень убедительно и с фактами в руках говорил о необходимости сближения России и Европы. И закончил он примерно так, что это неизбежно. Если Россия хочет сохраниться как значимая величина в мире, если Европа хочет занять свое достойное место, нужно объединять усилия. Я думаю, что господин Коль прав», - заявил Владимир Путин.
После конференции премьер встретился с элитой немецкого бизнеса, чтобы обсудить планы по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Евросоюз это поддерживает, но как быть с единым таможенным пространством, о котором Москва договаривается с Астаной и Минском, поинтересовались у Путина.
«Думаю, вы должны быть нам благодарны за ту работу - огромную, сложную работу по согласованию позиций с белорусскими и казахстанскими партнерами. Нужно вам срочно идти в магазин и купить бутылку шнапса», - предложил российский премьер.
В программе это было заявлено как рабочий завтрак, но получился поздний обед, так что бутылку можно было тут же и откупорить.
Возможно, где-то образ российской экономики и нуждается в корректировке, но только не в Германии. В течение последних двух кризисных лет ведущая страна Евросоюза была окружена толпой просителей. То, что Россия сама предлагает немцам возможность заработать, делает взаимное общение особенно приятным.
| |