|
В эти дни, когда программа многоразовых шаттлов уходит в прошлое, за океаном обсуждаются проекты будущего. Россия, США и Япония планируют пилотируемый полет в точку Лагранжа-2 - она находится на обратной, невидимой стороне Луны. Космический корабль в этой точке будет удерживаться притяжением Земли и Луны и двигаться синхронно со спутником.
Снимок на долгую память - так близко американский шаттл не увидишь нигде в мире. Он не стал героем фильмов, о нем не писали газеты. Челнок «Энтерпрайз» совершил 20 полетов, но ни разу не был в космосе. Это самый первый, экспериментальный шаттл, на нем отрабатывали системы посадки. Теперь он - экспонат Смитсоновского музея авиации в Вашингтоне, самого посещаемого на планете.
«Недавно НАСА проводила испытания, они забрали у нас несколько плиток обшивки и сделали тесты, чтобы понять, что же случилось с "Колумбией", когда та погибла. Вот, на створках шасси видно те плитки», - рассказывает специалист музея по связям с общественностью Фрэнк Макнэлли.
Музейные стенды здесь - не просто пыльный экспонат за стеклянной витриной: многое можно послушать, посмотреть, опробовать.
Вот так запросто любой школьник может почувствовать себя руководителем полета шаттла. Страсть к познанию Вселенной здесь воспитывают с пеленок. России, где в школьной программе не нашлось места астрономии, есть чему поучиться.
«Астрономия - это наука о Земле и мире. Человек даже не представляет, где он живет, что у него за Земля, где она движется, что такое Вселенная. Современные школьники ничего этого не представляют», - с сожалением говорит руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов .
В эти дни, когда программа многоразовых шаттлов уходит в прошлое, за океаном обсуждаются проекты будущего. Россия, США и Япония планируют пилотируемый полет в точку Лагранжа-2 - она находится на обратной, невидимой стороне Луны. Космический корабль в этой точке будет удерживаться притяжением Земли и Луны и двигаться синхронно со спутником.
«Ученые считают и промышленность, что это очень перспективная программа, она даст возможность осуществлять полеты человека будущего к астероидам, другим планетам на базе полетов в эту точку стояния возле Луны», - рассказывает Анатолий Перминов.
Отправной точкой для совместных проектов покорения космоса стала столица Соединенных Штатов. В Вашингтоне на юбилейном саммите Международной академии астронавтики собрались главы космических агентств 26 стран.
«Это день, когда 50 лет назад две нации в условиях "холодной войны" в противовес друг другу решили ввязаться в гонку покорения космоса. И в этот же день спустя годы мы, 30 стран вовлечены в эту же гонку, но уже вместе», - восхищен руководитель Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) Чарльз Болден.
Слова «кооперация» и «координация» здесь звучали едва ли не в каждом предложении. И если до экономического кризиса это были лишь надежды на сотрудничество, то сейчас совместные усилия стали приносить плоды. Инициативу российских ученых - создание системы мониторинга глобальных явлений - поддержали в декларации саммита.
«Высказано мнение, и оно подписано, что доводить космическую информацию, саму систему предупреждения организовать для тех стран, которые не владеют космической информацией. Причем давать ее на основе систем дистанционного зондирования Земли бесплатно», - Анатолий Перминов
Борьба с изменением климата и стихийными бедствиями, беспилотные и пилотируемы программы - по каждому пункту намечен план совместной работы на грядущий год и десятилетия вперед. Ближайшая глобальная цель, которую вряд ли достигнет какая-либо страна в одиночку, - полет на Марс.
| |