|
В Старом Английском дворе в Москве впервые экспонируется неизвестная британская графика художников-прерафаэлитов.
Подпись художника Обри Бердсли к одной из самых известных его работ - иллюстрации к уайльдовской «Саломеи» - можно разглядеть разве что под микроскопом. Истинный символист даже свои инициалы он разместил так, чтобы нашли их только эстеты - в уголке павлиньего платья героини.
График, иллюстратор, вундеркинд, в четыре года начавший рисовать и одновременно сочинять музыку, самоучка, утонченный декадент, провокатор, «король дендизма», Обри Бердсли с его манерно-изысканными образами стал основоположником стиля модерн. «Саломея» у Бердсли совсем не такая, какой ее задумал Оскар Уайльд. Зато «павлинье платье» десятки раз перекраивали модельеры 1910-х.
«Уайльду понравились эти гравюры, но он считал, что они не имеют вообще никакого отношения к его пьесе, - говорит директор галереи InArtis Лев Платонов. - Некоторые Бердсли вообще не отражают каких-то моментов в пьесе. Наибольшее влияние на Бердсли оказали японские гравюры, художник Уистлер и Эдвард Берн-Джонс».
Эдвард Берн-Джонс - один из самых известных прерафаэлитов, чьи картины еще при жизни автора стали хрестоматийными. Его творчество изучено вдоль и поперек еще в начале ХХ века. Но в конце 60-х исследователи случайно обнаружили неизвестные печатные формы для гравюр. Они оказались иллюстраций к поэме Уильяма Морриса «История Купидона и Психеи».
«Прерафаэлиты, которые стремились к средневековой эстетике, переработали эту историю на свой лад. Это был поэма, написанная высоким стилем. Иллюстрации к ней тоже имеют мало общего с античными прототипами, они сделаны больше в духе европейского средневековья», - поясняет Платонов. «История Купидона и Психеи» при жизни авторов свет так и не увидела, но даже и неизданная она будоражила умы всех эстетствующих англичан. О «книге, которой не было» писали монографии. Объявив печатание высоким искусством, Моррис и Берн-Джонс собирались издать поэму, используя методы средневековья. Но не хватило денег.
«В Средние века книги печатались вручную, их печатали на бумаге ручной работы, специальными красками, вручную переплетали в кожу и прерафаэлиты решили вернуться к этим технологиям. И поэтому их книги, которые печатались в количестве 200-400 экземпляров, были настоящим произведениям искусства», - рассказывает директор галереи.
«Купидона и Психею» напечатали только 1974 году способом, который одобрил бы сам Моррис - с помощью ручного пресса и хлопковой бумаги. На выставке в Старом Английском дворе - серия как раз из того тиража. Впервые в Москве, впервые в России.
| |