|
Политическое безвременье в Молдавии затягивается на неопределенный срок. По итогам досрочных парламентских выборов ни одна из политических партий не набрала достаточного количества голосов, чтобы самостоятельно сформировать кабинет и выбрать президента.
Нужна коалиция, но и это для молдавских депутатов - задача непростая. Смогут ли договориться и объединиться?
Выборы прошли, Молдавия - вновь на распутье. Быть стране независимой или превратиться в румынскую провинцию? Такого вопроса бюллетени впрямую не ставили, но он, конечно, витал в воздухе. Оттого любому нарушению в ходе голосования - особое внимание. В Италии, к примеру, бюллетеней не хватило. Решили напечатать сами.
«Каждому гражданину, который включался в избирательный список, выдавался лист бумаги, чистый, на этом листе бумаги он писал свою политическую преференцию», - рассказывает секретарь Центральной избирательной комиссии Молдавии Юрий Чокан.
Выборы тем не менее признаны состоявшимися. Явка была даже выше, чем предполагали. Люди устали от хаоса. Но в той же Италии участков открыли больше двадцати. А ведь контролировать происходящее за рубежом куда труднее. Количество проголосовавших за рубежом до сих пор растет. И это подозрительно.
«Для нас, наблюдателей от СНГ, очевидно, что выборы прошли с нарушениями. Более того, некоторые нарушения можно назвать существенными. И, очевидно, что власти республики Молдова пытались и применяли административный ресурс», - говорит наблюдатель от СНГ на выборах в парламент Молдавии председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский.
В ЦИКе еще считают. Ясно, что в лидерах - коммунисты, но это не победа. У оппозиции нет конституционного большинства: примерно 44 мандата, а нужно 61. Нет большинства и у Альянса за евроинтеграцию (некоторые его члены, как и.о. президента Михай Гимпу, выступают за превращение Молдавии в румынскую Бессарабию). Президента никому в одиночку не избрать.
Ликовавшие в штабе партии премьера Филата (он тоже член альянса) в своей победе были уверены, еще когда на экране перед ними зажглись всего лишь результаты экзит-пола. Опрос проводил румынский телеканал (говорят, операторы опроса даже не знали русского), но заказчика результат, судя по всему, устроил. Устраивает ли это Молдавию?
За время правления альянса страна набрала у МВФ кредитов на 1 миллиард долларов. Население разбрелось по миру в поисках работы. Президент Гимпу пошел по стопам Ющенко и Саакашвили, стараясь испортить отношения с Россией. Молдавское вино - основа экспорта - так и не пробилось на взыскательные европейские рынки.
Коммунист Владимир Воронин голосовал одним из первых. Еще до выборов заявлял о грядущих фальсификациях и уверял, что провел аудит своей прежней политики. Он теперь - за вступление страны в Таможенный союз и более тесные связи с Россией (для того же вина появляется колоссальный рынок). Но чтобы реализовать устремления, придется договариваться.
Конфигураций много, но альянс с центристом Лупу (у него 15 мандатов) смотрится выигрышней националистов из Альянса. От лидера демпартии сейчас многое зависит. Но Лупу хочет быть президентом.
«Я всегда говорю, что личностные амбиции и узкопартийные интересы должны быть всегда поставлены на второй план. И вопрос, который касается президентства, он касается не моих амбиций, он касается того, что хотят люди и граждане республики Молдова. А они этого хотят», - уверен сам лидер Демократической партии Молдавии Мариан Лупу.
Готовы ли на такое коммунисты? Ведь их лидер Воронин был у власти 8 лет. Правда, было это в другой Молдавии.
Еще считают последние бюллетени, но уже наступает время политических переговоров. И молдавские «левые», и центристы еще до выборов не исключали возможностей для коалиции. И если в тиши партийных кабинетов всё же решат объединить усилия, две партии в парламенте не просто арифметически соединят свои мандаты. Шансы у всей Молдавии кратно возрастут.
| |