|
Стали известны дата и место похорон Беллы Ахмадулиной. Она умерла 29 ноября на 74-м году жизни. Прощание с поэтессой пройдет в пятницу, 3 декабря, в Центральном доме литераторов, а похороны - на Ваганьковском кладбище.
С уходом Беллы Ахмадулиной Россия лишилась не только известного поэта с уникальным метафоричным и музыкальным слогом, но и человека с честной и ясной гражданской позицией, на которую никогда не влияла смена эпох.
Они все с ней дружили - Аксенов, Битов, Вознесенский, Евтушенко, Искандер, Окуджава, Высоцкий, Бродский, Гердт, Марина Влади, Венедикт Ерофеев, Роберт Рождественский, Эльдар Рязанов, Алексей Козлов, Владимир Войнович. Это ее слова - «Из великих людей гарнитура не сделаешь», но только при ее разборчивости в том, что касалось слова «дружба», могли приходить в один дом все эти люди.
«Я закричал - "Это же живая Ахмадулина! И мы задружили", - вспоминает писатель Василий Аксенов.
Их называют шестидесятниками - писателей, музыкантов, поэтов: дерзкие, уверенные, странные - они были свободны. Послушать поэтов собирались стадионы. Среди поэтов она была одна. Белла Ахмадулина - удивительной интонации, удивительной хрупкости голоса, удивительной красоты девушка выходила на сцену.
"Я. кстати, после таких больших выступлений нечаянно соблюдала какой-то „карантин", как если бы душа себя оберегала от этого успеха и от этого внимания", - рассказывала поэтесса.
"Она даже перестала писать о любви, для нее дружба означала больше", - добавляет писатель Виктор Ерофеев.
"Способ совести выбран уже и теперь от меня не зависит", - будто внутрь себя проговаривала время от времени Белла. Он удивляла своей застенчивой, непоколебимой стойкостью. Хрущевская "оттепель", открывшая всю плеяду начинающих бунтарей, закончилась быстро и без предупреждения.
"Когда стало понятно, что ничего не будет, и все возвращается к сталинизму, совсем небольшая часть осталась верных себе и никогда не обслуживавших советскую идеологию, - замечает композитор, саксофонист, джазмен Алексей Козлов. - Она держалась непреклонной веры в себя и в свой талант".
Белла не была антисоветчицей. Она просто не жила по-советски. Не подписала, например, письмо против Пастернака, за что была выгнана из литературного института. Ничуть не огорчилась. Работала внештатным корреспондентом "Литературной газеты". В институт ее восстановили, а она продолжала жить, как жила, и делать то, что бесило партфункционеров.
Она была исключением. Дочь советского заместителя министра - татарина - и итальянки русского происхождения. Публиковалась в крамольном для советского режима журнале "Посев" и от советского же режима получавшая государственные премии. Поддерживала академика Сахарова, провожала друзей в эмиграцию, не любила советскую духоту, но писала - "жить не хочу в земле иной" - и грустила - "по улице моей который год звучат шаги..."
| |