|
По последним расчетам «Газпрома», стоимость газопровода «Южный поток» составит около 15,5 млрд евро. В дальнейшем цена может увеличиться еще примерно на треть. Эксперты советуют концерну отказаться от реализации заведомо нерентабельного проекта
«Цена вопроса в нынешних ценах - порядка 10 млрд евро по морскому и около 5,5 млрд евро по сухопутному европейскому участкам» - отмечается в корпоративном издании «Газпром». Это почти вдвое выше первоначально объявленной цены.
В мае 2009 года глава концерна Алексей Миллер информировал, что стоимость строительства основной трассы газопровода составит 8,6 млрд евро. А в октябре того же года исполнительный директор проекта Марсел Крамер обозначил сумму затрат «свыше 10 млрд евро». В «Газпроме» не исключали, что стоимость реализации проекта возрастет еще больше.
Ранее президент East European Gas Analysis Михаил Корчемкин подсчитал, что строительство «Южного потока» обойдется приблизительно в 20 млрд евро, и эти затраты сопоставимы с расходами на прокладку конкурирующего с ним газопровода Nabucco. Эксперт отмечал, что отказаться от South Stream полезно, поскольку в его основе лежит идея перманентного конфликта России и Украины.
Старший аналитик ИК «Грандис Капитал» Тимур Хайруллин также сомневается в целесообразности проекта. «Это нормальная практика, когда сроки реализации больших проектов отодвигаются, а их стоимость увеличивается. Но цена в 15,5 млрд уже высока, хотя часть из этих средств затратят партнеры "Газпрома", - заявил BFM.ru аналитик.
Он разделяет мнение Корчемкин, что смета проекта может вырасти до 20 млрд евро. "Газ „Южного потока" проигрывает по цене СПГ. И „Газпром" в лучшем случае за несколько предстоящих десятилетий покроет только издержки на реализацию проекта", - прогнозирует Тимур Хайруллин.
Лидеры Украины неоднократно возражали против строительства "Южного потока". Но в интервью журналу "Газпром" начальник Департамента по управлению проектами газового монополиста Леонид Чугунов подтвердил, что эти возражения будут проигнорированы. "От российского берега пойдут четыре нитки газопровода - коридоры для их прокладки нам еще предстоит выбрать. Единственное, что пока можно сказать, - они не затронут исключительную экономическую зону Украины. Технологически это самый сложный участок проекта", - сказал он.
Зато еще не определены другие важные вопросы, и это может фатально отразиться на судьбе проекта. "На европейский берег „Южный поток" может выйти из моря в Болгарии - пока этот маршрут рассматривается в качестве основного, а также в Румынии. В настоящее время отрабатывается возможность вывода на побережье этой страны одной или двух ниток газопровода", - признал Леонид Чугунов.
Почти три года назад Владимир Путин договорился с руководством Болгарии о реализации трех проектов: строительстве "Южного потока", нефтепровода Бургас-Александруполис и возведении АЭС "Белене". Тогдашний президент-социалист Георгий Пырванов назвал достигнутые соглашения "энергетическим Большим шлемом", выигранным Болгарией.
Но шансы на реализацию двух последних из них с тех пор были практически перечеркнуты. Так, 10 мая 2010 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил о том, что Болгария отказывается от проекта строительства нефтепровода "Бургас - Александропулис"; позже зашли в тупик переговоры об источниках и суммах финансирования строительства АЭС. Никаких подвижек в вопросе о судьбе АЭС "Белене" в ходе визита в Болгарию Владимира Путина в ноябре этого года достигнуто не было, считает эксперт Института славяноведения РАН Василий Каширин.
Единственный позитивный итог переговоров Владимира Путина в ноябре с премьером Болгарии Бойко Борисовым относительно судьбы "энергетической триады" - соглашение о создании СП по проектированию, строительству и управлению болгарским участком газопровода "Южный поток", которое станет первым шагом по реализации проекта.
По мнению ведущего аналитика по газу ИК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, в этом вопросе обе страны пока пошли на определенный компромисс, но впереди еще предстоят переговоры о ставке транзита. Пока сложно прогнозировать. насколько они будут успешны.
"Создание совместного предприятия по большому счету ничего не прояснило в судьбе строительства. Ясным сигналом будет принятие инвестиционного решения, но перспективы этого этапа пока предсказать чрезвычайно трудно", - солидарен с этими сомнениями главный редактор The Russian Energy Weekly Михаил Крутихин.
| |