|
Комиссия московского управления Федеральной антимонопольной службы намерена разобраться с ситуацией по обслуживанию квартирных счетчиков воды. Ежегодный взнос в 500 рублей не гарантирует жителям их ремонта и технического обслуживания. За что платим, экономя воду, разбиралась корреспондент «Вести ФМ» Ольга Беляева.
В прошлом году в квитанциях оплаты услуг ЖКХ появилась графа - «Техническое обслуживание квартирных приборов учета воды». То, что именно так расшифровывается загадочная аббревиатура ТО КПУ, москвичи поняли не сразу. А когда осознали, что за несуществующую услугу по обслуживанию и реальному ремонту счетчиков отдают ежегодно от 480 до 700 рублей, пожаловались в Общество защиты прав потребителей. Это не единственный вид жалоб, - рассказывает председатель правления Московского общества защиты потребителей Надежда Головкова. Например, люди могут установить счетчик только определенной модели. При этом нередко именно она ставит потребителя в тупик:
К нам обращались люди, у которых счетчик крутился в обратную сторону. Они не знали, что делать и по каким цифрам платить. Им пришли, поставили, по акту сдали. Они начали пользоваться, но спустя два месяца - такая петрушка. Их обвиняют, а они говорят: мы тут причем?
У потребителей должна быть свобода выбора, - указывает гендиректор компании «Жилкомаудит» Ирина Маликова:
Те акты, которые обязывают граждан заключать договоры со специализированными организациями на обслуживание приборов учета, это навязывание услуги, что незаконно. Эксплуатацию приборов учета граждане могут осуществлять самостоятельно. Либо заключая договоры, либо меняя приборы сами.
Услуга ТО КПУ предусматривает осмотр прибора, контроль целостности пломб и протирание пыли с поверхности прибора учета воды. Самое удивительное, что все это прописано в нормативных документах, - возмущается председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин:
Совершенно примитивные действия, которые под силу любому слесарю, прописывались в этом документе как специально утвержденные. И за все это взималась немалая плата. По нашим оценкам, за одно только обслуживание эти компании получают до 500 миллионов рублей в год. Все это - разновидность жилищно-коммунального мошенничества.
Если же требуется реальный ремонт системы - это за отдельную плату. При этом отмечают специалисты, ни одна обслуживающая компания не способна по-настоящему отрегулировать счетчик. Это под силу только Ростесту, но он с физическими лицами не работает. А юридические - домоуправления - туда обращаться не имеют права: ведь есть обслуживающая организация. Дело в том, что согласно постановлению правительства Москвы договоры на ремонт, обслуживание и проверку счетчиков учета воды могут заключать только определенные компании, управляющие жилищным фондом. По мнению ФАС, это сильно ограничивает конкуренцию на рынке ЖКХ. Чтобы исправить ситуацию, надо проверить постановление на соответствие нормам Федерального законодательства - советует адвокат Московской коллегии адвокатов «Александр Еким и партнеры» Роман Сорокин:
Если ФАС обнаружит нарушение этих императивных норм Федерального законодательства, это будет нарушением, и ФАС примет правомерное решение об отмене норм регионального законодательства и потребует привести в соответствие с Федеральным.
Между тем, Мосводоканал проявил инициативу и призвал всех москвичей установить приборы учета расхода воды до 1 января 2012 года. Если граждане к сроку не успеют, это сделают ресурсосберегающие компании. Причем, их работу, по мнению чиновников ведомства, должны будут оплатить жильцы.
| |