|
Все остальные станции, кроме «Проспекта Победы», не оборудованы пандусами.
(Казань, 1 декабря, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Лишь одна станция метро в Казани - «Проспект Победы» - оборудована пандусами. Все остальные станции автоматически можно причислить к местам, куда нет доступа людям с ограниченными физическими возможностями. Об этом сегодня сообщил журналистам один из координаторов проекта «Город без преград», преподаватель Казанского университета Искэндэр Ясавеев.
Он и его соратники - преподаватель КФУ Ирина Моренко, молодая мама София Калакова и передвигающийся на коляске Александр Калашников - сегодня рассказали о своем проекте на пресс-конференции. Она прошла в преддверии Международного дня инвалидов, который общественность отметит 3 декабря. На вопросы представителей СМИ ответила также заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Наталья Бутаева.
Около 11 млн. жителей России являются инвалидами. 470 тыс. из них - дети, 200 тыс. не исполнилось даже 7 лет. Все эти люди буквально лишены права на нормальную социализацию. Виной тому - стереотипы и отношение здоровых членов общества к тем, чьи физические возможности ограничены. Мы практически не видим инвалидов на улицах, а традиционное воспитание предусматривает жалостливое, но никак не уважительное отношение к таким людям.
В этой ситуации инвалидов, которые пытаются жить насыщенной жизнью, работать и учиться, можно назвать настоящими героями. Им ежедневно приходится бороться с собой, однако здесь возникает новая проблема. Согласно статистике, около 70 процентов инвалидов хотят работать вне дома, однако просто не могут позволить себе этого.
Перекрестки, оборудованные пандусами, в центре Казани можно пересчитать по пальцам. Да и то большинство из этих пандусов не отвечают необходимым требованиям: ну что такое для здорового человека 10 сантиметров? А вот для инвалида это настоящее препятствие, и путешествие на работу представляет собой целую полосу таких препятствий.
«Автобусы не подъезжают к тротуару, а останавливаются недалеко от него. Зайти в транспорт в таком случае для нас не представляется возможным», - сетует колясочник Александр Калашников. По специальности он - инженер-программист, однако с работой сложности: начальство требует присутствия в офисе, а самостоятельно передвигаться по городу Александр не может.
Координаторы проекта «Город без преград» уверены: общество не имеет права забывать, что все его члены - разные. И уж коли Россия взяла курс на провозглашение себя социальным государством, дающим равные возможности всем своим гражданам, необходимо позаботиться о нуждах инвалидов. Именно поэтому Искэндэр Ясавеев решил обратиться к мэру Казани Ильсуру Метшину. Ответ не заставил себя ждать: 4 августа глава города направил на имя г-на Ясавеева письмо. В нем говорится, что до конца 2010 года подъемные платформы для спуска инвалидов и пассажиров с детскими колясками будут смонтированы на все станциях Казанского метрополитена. Однако этого до сих пор не произошло.
Ну а пока участники проекта разработали его Концепцию. В ее рамках предполагается постоянный мониторинг доступности городского пространства для передвижения особых категорий людей посредством интерактивной карты Казани, высвечивающей и демонстрирующей «проблемные» места (перекрестки, неприспособленные для передвижения людей на колясках и слабовидящих, социальные объекты и пр.), а также места, уже отвечающие современным требованиям цивилизованной городской среды. Эта карта будет наглядно отражать также изменения, осуществляемые в городе, устранение барьеров, переоборудование зданий и тротуаров.
Проблема пандусов является ключевой и для родителей, которым приходится возить детей на колясках. Молодая мама, участница проекта «Кадровый резерв» София Калакова уже разработала новый проект молочной кухни. Она считает, что для того, чтобы и ребенку, и матери было комфортно, необходимо прорубить на кухне 2 окна на улицу и оборудовать подъезд к этим окнам широкими пандусами, на которых может уместиться коляска. Правда, для этого требуются не маленькие деньги: проект обойдется в сумму около 600 тысяч рублей для каждой молочной кухни.
Впрочем, может быть, Татарстан уже скоро ждут изменения к лучшему в этой области. Республика войдет в тройку пилотных регионов, где с 2011 года будет внедряться федеральная программа «Доступная среда». Она будет работать на условиях софинансирования. Из федерального бюджета Татарстану выделят около 250 тысяч рублей, такую же сумму для реализации проекта изыщут из бюджета республиканского. Как сообщила Наталья Бутаева, программа рассчитана на срок до 2015 года, однако отчитываться по ней нужно будет уже в 2012-2013 гг.
К этому времени в 25 процентах общеобразовательных учреждений должны быть созданы условия для совместного обучения здоровых детей и их сверстников с ограниченными физическими возможностями. 25 процентов единиц городского транспорта должно быть доступно для инвалидов. 30 процентов инвалидов нужно будет обеспечить работой через службу занятости, а 10 процентов, по возможности, вовлечь в занятия физкультурой и спортом.
«Только с этого года выполнение требований по обеспечению доступности стало носить обязательный характер. Раньше это было на совести строителей», - рассказала Наталья Бутаева. По ее мнению, в решении этого вопроса должны участвовать органы исполнительной власти: министерства строительства и транспорта.
Наталья Бутаева также призналась, что большинство мер, необходимых для комфортного передвижения людей с ограниченными физическими возможностями по городу, не являются столь дорогостоящими. А главное для нашего общества - понять, что инвалиды - обычные люди, отличающиеся от других лишь особенными потребностями.
| |