|
Правительство намерено стимулировать производство биотоплива из древесного сырья для использования этого вида топлива в ЖКХ. Почему именно биотопливо может заменить мазут и газ в системе ЖКХ, и как это отразится на стоимости коммунальных услуг, Вести.Ru спросили экспертов.
Производство биотоплива из древесины поддержат за счет бюджетных ассигнований из инвестиционного фонда России, заявил первый вице-премьер Виктор Зубков. По его словам, биотопливо является перспективным видом топлива для ЖКХ в городских и в сельских котельных, это топливо особенно востребовано в северо-западных регионах страны, где много лесов.
Минпромторг уже назвал первоочередными 16 инвестпроектов по производству твердотопливных брикетов из древесных, порубочных отходов и низкокачественной древесины. Отнесение подобных проектов к первоочередным предполагает определенные стимулы и преимущества: выделение участков лесного фонда без аукционов, снижение вдвое арендной платы за участки.
«Очевидно, что решение по стимулированию производства биотоплива на базе переработки древесного сырья укладывается в рамки объявленной президентом Дмитрием Медведевым стратегии по модернизации отечественной экономики и внедрению инноваций - в первую очередь, энергосберегающих технологий. В основе мотивации на использование биотоплива лежит желание хозяйствующих субъектов сэкономить на обычном топливе - мазуте, бензине, особенно при высоких ценах на энергоносители. Тем самым, продукция субъектов получает конкурентное преимущество на рынке, что разумно», - считает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
По его мнению, биотопливо (именно биотопливо из древесины, а не из зерна) уже сейчас дешевле некоторых других видов топлива, а цена имеет решающее значение для удешевления услуг ЖКХ.
На недавнем совещании по проблемам ЖКХ Дмитрий Медведев отметил, что российское жилищно-коммунальное хозяйство состоит из неэффективных монополий, которым не приходится конкурировать друг с другом.
«Возможно, некоторые из этих компаний не испытывают энтузиазма по поводу перехода на биотопливо, поскольку это потребует переориентации поставщиков и потерю определенной доли прибыли. Но переход на биотопливо неизбежен, поскольку для его производства из древесины существует огромная база. К тому же, существующие технологии уже позволяют получать такое топливо в промышленных масштабах. Необходима только начальная помощь государства, о чем и говорит Зубков», - отметил Вязовский.
Производство биотоплива из древесины и ее отходов предполагает переработку древесины, в основном, хвойных пород в простые сахара - глюкозу, маннозу, ксилозу, лигнин и смолу. Затем с помощью микробиологического синтеза эти сахара перерабатывают в кормовые добавки, сырье для фармацевтической промышленности, в различные виды биотоплива и компоненты моторного масла, пояснили в корпорации «Биотехнологии».
Отходы лесопереработки и сельского хозяйства представляют собой смесь полимеров различных углеводов (преимущественно, глюкозы) и полимеров фенолов (лигнин), соотношение которых в стволах деревьев и стеблях растений различно. Таким образом, производство биотоплива из древесины включает в себя превращение полимеров в мономеры - простые сахара, а также синтез из полученных сахаров (используя различные микроорганизмы) продуктов, наиболее востребованные рынком.
В последние годы единственно доступным способом выделения простых сахаров из древесины был кислотный гидролиз, который экологически не совсем безопасен. Однако сейчас промышленность наладила производство новых высокоактивных ферментов, которые расщепляют полисахариды до простых сахаров, что позволяет заменить кислотный гидролиз на ферментативный.
В этом случае сырье - древесные отходы - необходимо соответствующим образом подготовить к такому гидролизу, в частности, лиственные породы дерева предварительно подвергают паровому взрыву. Вместе с тем, технология переработки отходов хвойных пород дерева, которые составляют основную долю в отходах лесопереработки в России, пока не отработана. Именно разработка технологии переработки отходов хвойной древесины позволит решить проблему утилизации техногенных отходов лесоперерабатывающей отрасли в целом, считают в корпорации.
Перед промышленностью стоит задача развить гидролизную подотрасль на новом технологическом уровне, с производством без жидких стоков, твердых отходов и выбросов пыли и газов. Главное - довести переработку сырья до полного перехода в растворимое состояние сахаров, содержащихся в древесине.
А пока что в России налажено промышленное производство твердого гранулированного биотоплива из древесины и ее отходов - пеллет.
Пеллеты представляет собой цилиндры, которые производят, в основном, из сухих необработанных промышленных отходов - опилок, стружек, щепы и коры. Цилиндры состоят из прессованной древесины, их длина - 20-50 мм, диаметр - 4-12 мм. Для получения 1 тонны пеллет (1,5 куб. м) требуется примерно 6 куб. м древесного сырья. Этот вид биотоплива производят и из лигнина - отхода основного производства.
«Древесные брикеты и пеллеты отличаются высокой сухостью по сравнению с дровами, они более экологически чистые, обладают более высокой, чем дрова, теплотворностью. Производством пеллет в мире занимаются свыше 200 компаний, в России таких компаний порядка десяти. В прошлом году у нас произведено порядка 1 млн тонн древесного топлива, из которых почти 400 тыс. тонн экспортировано в Европу», - отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По его мнению, перспективы России в производстве и применении биотоплива в виде древесных гранул и брикетов огромны. Учитывая количество сырья, страна может стать одним из ведущих поставщиков на мировом рынке и производить несколько миллионов тонн биотоплива ежегодно. «Так что нам есть куда расти, и намерение властей стимулировать производство и потребление древесных гранул и брикетов можно только приветствовать», - подчеркнул Баранов.
«Главное, пеллеты удобно использовать в ЖКХ. Бункер - дозатор - котел: вот та простая производственная цепочка для средней и маленькой котельной. Пеллеты засыпают в бункер, дозатор подает их в котельную - можно на три дня забыть о новой загрузке топлива. Удобно. Кроме того, пеллеты легко перевозить и хранить, это важно. Третье: пеллеты дешевле угля в полтора раза, дешевле мазута. Четвертое - они экологичнее при сгорании», - пояснил президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев.
По его словам, котельные можно легко перевести на пеллеты без особых затрат. Не нужно строить трубопроводы, особенно в отдаленные районы, что неизбежно удешевляет услуги ЖКХ. А производственная база просто огромна. «В окрестностях некоторых спиртовых заводов скопились значительные запасы лигнина - отхода при производстве спирта. До 20-30-40 млн тонн лигнина на некоторых заводах. Представляете? Переработка лигнина в пеллеты отлажена. Завод мощностью до 10 тонн пеллет в час считают большим производством, стоит такой завод $5-10 млн, окупается за три года. Огромное поле деятельности, о чем и говорит Зубков», - отметил Аблаев.
По его данным, 1 тонна пеллет в США стоит $100-120, в Европе - до 200 евро. «Вот и считайте. Тем более, что Россия к Европе ближе, чем США или Канада. Так что в производстве твердого биотоплива заложен и огромный экспортный потенциал. Пеллеты экологичнее угля и мазута, дешевле, а спрос на этот вид топлива постоянно растет. Поэтому нужно развивать это производство в России», - считает Аблаев.
В ЕС на основе биотоплива производят 6% тепло- и электроэнергии, в России - менее 1%. Это положение надо решительно менять, тем более, что все предпосылки в стране для этого есть - большой объем неиспользуемой низкосортной древесины и порубочных остатков, практически неисчерпаемая потребность в этом виде топлива в России и Европе, подчеркнул Зубков.
Некоторые регионы, обладающие значительной лесосырьевой базой, уже разрабатывают программы по налаживанию производства биотоплива из отходов лесозаготовок и низкосортной древесины. Речь, в частности, идет о Вологодской и Архангельской областях. Их опыт необходимо использовать и в других регионах. Особенно важным этот вопрос стал в текущем году, когда после лесных пожаров сильный ветер повалил лес, «и полосы поваленного леса лежат до сих пор, надо использовать эти колоссальные объемы древесины», отметил Зубков.
По оценкам экспертов, объем российского экспорта твердого биотоплива (пеллет) в страны Европы к 2020 году может достигнуть 6-8 млн тонн в год. Сегодня Россия экспортирует менее 0,5 млн тонн в год. Объем европейского рынка оценивают почти в 10 млн тонн в год, сейчас потребности ЕС обеспечивают за счет импорта из Канады и США.
Потребность России в биотопливе при условии переоборудования котлов ЖКХ может составить десятки миллионов тонн в год, и в дальнейшем спрос будет только расти. В свою очередь, переход к производству биотоплива из древесины даст толчок развитию и переориентации промышленности в целом, вызовет новую волну инвестиций, заключил Аблаев.
| |