|
Первые лица России заговорили о новом витке гонки вооружений. Сначала в послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что не исключает такой возможности, если Москве и Вашингтону не удастся договориться по ПРО. «Или мы достигнем согласия о противоракетной обороне... или же, если нам не удастся выйти на конструктивные договоренности, начнется новый виток гонки вооружений», - подчеркнул российский президент.
А на следующий день премьер-министр Владимир Путин дал интервью телеканалу CNN, в котором пригрозил США серьезными последствиями, если не будет ратифицирован договор по СНВ. По его словам, тем самым Вашингтон заставит Москву наращивать ядерный потенциал. «Это не наш выбор. Мы этого не хотим, - сказал Путин в интервью Ларри Кингу. - Но это не в нашей власти. Мы просто говорим, что это то, что произойдет, если мы не согласимся на общее усилие в этой области».
Напомним, в декабре 2009 года закончился срок действия Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Новый договор, подписанный 8 апреля нынешнего года, предполагает сокращение количества ядерных боезарядов и носителей практически вдвое по сравнению с нынешними показателями. Документ должен вступить в силу с момента обмена ратификационными грамотами и действовать десять лет. Но США с ратификацией затягивает. Правда, в середине ноября президент Барак Обама на переговорах с Дмитрием Медведевым пообещал добиться одобрения в Сенате договора об СНВ до конца 2010 года.
Впрочем, российские президент и премьер говорили о разных вещах. Путин - об СНВ, Медведев вернулся к теме ПРО, которую поднимал в конце ноября на встрече с лидерами НАТО в Лиссабоне. Тогда Медведев предложил объединить противоракетный щит, создаваемый 28 членами Альянса, с российской системой ПРО, и его предложение «не было услышано». При этом пражский договор никак не затрагивает вопросы ПРО.
Между тем, как отмечают эксперты электронного научного журнала «Россия и Америка в XXI веке», Вашингтон сделал упор на нестратегическую ПРО морского и наземного базирования (Patriot, Aegis, THAAD), которая пока не в состоянии перехватывать российские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), но способна обеспечить защиту от ракет средней и меньшей дальности. Напомним, Россия и США уничтожили свои наземные ракеты средней и меньшей дальности. Но такие ракеты есть у Ирана, Северной Кореи и ряда других государств в Азии.
К 2018 году Пентагон планирует начать развертывание третьей фазы ПРО с использованием ракет-перехватчиков SM-3 Block 2A, способных обеспечивать перехват ракет «промежуточной» дальности - до 5000 км. Предполагается, что такие ракеты будут размещены не только на Дальнем Востоке, но и в Европе.
И только на четвертом этапе - к 2020 году - планируется начать развертывание ракет SM-3 Block 2B, которые будут способны осуществлять заатмосферный перехват МБР. Договоренность о развертывании наземной базы SM-3 Block 2В в 2018 году подписана с Польшей. Однако эффективность такого перехвата еще под вопросом. «Реальность такова, что мы не в состоянии развернуть усовершенствованную ПРО, которая была бы способна нейтрализовать российский стратегический ядерный арсенал», - заявил недавно на слушаниях в Сенате заместитель министра обороны США Джим Миллер.
То есть реальное положение дел не так трагично, как можно подумать исходя из заявлений первых лиц России. При этом на 2011 год в бюджете запланирован 20%-ный номинальный рост расходов по разделу «Национальная оборона» в 2011 году (до 1 трлн 517 млрд 91 млн рублей, или 3,01% ВВП). Медведев в послании пообещал дополнительные ассигнования в 20 трлн рублей на 10 лет. Однако все равно военный бюджет США почти в 20 раз превосходит оборонные расходы России. И все дополнительные траты смогут сократить это отставание вдвое, но не ликвидировать его.
В то же время, при нынешнем положении дел, для России экономически обременительно даже элементарное соблюдение установленной Пражским договором планки в 700 единиц развернутых носителей. «Поскольку придется решить сложную двуединую задачу: выводя из боевого состава стратегических ядерных сил носители с истекающим эксплуатационным ресурсом (а число таких носителей составит несколько сотен), взамен вводить такое количество новых носителей, которое не только компенсировало бы потери, но и покрыло бы имеющуюся на сегодня дельту в 140 единиц от верхней планки в 700 единиц развернутых носителей», - отмечают эксперты журнала «Россия и Америка в XXI веке».
Более того, сразу после президентского послания министр финансов Алексей Кудрин был вынужден констатировать, что дополнительные 20 трлн «требуют дополнительной проработки в части источников финансирования». «Это будет дополнительной нагрузкой для экономики», - подчеркнул он. Проще говоря, Кудрин не знает, откуда взять эти 20 трлн.
«Реально гонка вооружений не по силам российскому бюджету, ведь государство уже много лет даже не в состоянии сделать серьезные шаги по переходу к профессиональной армии, качественному перевооружению, усилению боеготовности, - заявил "Росбалту" управляющий партнер компании "Финансовый и организационный консалтинг" (ФОК) Моисей Фурщик. - Уже сейчас на национальную оборону запланировано более 1,5 трлн рублей из 10-триллионного бюджета. Дальнейший рост будет просто опасен для экономики. Для сравнения, на все проекты Инвестиционного фонда РФ предполагается потратить лишь немногим более 60 млрд рублей. А именно там и есть потенциал для развития».
Эксперты считают, что громкие заявления - всего лишь предвыборный пиар. «Я считаю, что этот пункт в послании главы государства носит скорее политический характер, нежели военно-стратегический, и является предвыборным жестом Медведева, призванным продемонстрировать его жесткость и волю», - заявил заместитель главного редактора журнала «Вооружение и экономика» профессор Сергей Викулов. «На мой взгляд, тема гонки вооружений - внутренний предвыборный пиар. Надо показать избирателю, что российское руководство играет на международной арене серьезные игры», - в свою очередь, отметил и Фурщик.
Лишним доказательством того, что заявления президента и премьера носят предвыборный характер, является их парность. Видимо, Путин не хотел дал Медведеву заработать на данной теме все предвыборные очки. И это понимают за океаном. «Я полагаю, что, по большому счету, НАТО и США вежливо проигнорируют предупреждение Медведева», - считает вице-президент Лексингтонского института в Арлингтоне, бывший высокопоставленный сотрудник министерства обороны США Дэниэл Гурэ.
«Американцам такие угрозы не страшны, - резюмируют в ФОК. - Их больше волнует возрастающая военная мощь Китая и угроза появления ядерного оружия у Ирана. Возможное увеличение военных расходов США лишь дополнительно простимулирует их экономику в краткосрочном режиме».
Игорь Чубаха
| |