|
Черноморский флот ВМФ России готовится к очередному параду в день Флота, который традиционно отмечается в России в последнее воскресенье июля. Второй по старшинству после Балтийского флот России традиционно притягивает к себе самое пристальное внимание - особенно в связи с русско-украинскими отношениями.
Черноморский флот ВМФ России готовится к очередному параду в день Флота, который традиционно отмечается в России в последнее воскресенье июля. Второй по старшинству после Балтийского флот России традиционно притягивает к себе самое пристальное внимание - особенно в связи с русско-украинскими отношениями.
Флот, будучи одним из самых затратных и сложных видов Вооруженных сил, очень сильно зависит от состояния страны. В результате все происходившее со страной в последние десятилетия отразилось в истории ВМФ, и Черноморского флота в том числе.
Численность флота заметно сократилась: в парадной линии стоят четыре сторожевых корабля (считая украинский флагман «Гетман Сагайдачный»), БПК «Керчь», несколько кораблей младших рангов и вспомогательных судов. Такое сокращение - прямое следствие экономического упадка страны, которая в течение долгого времени не имела возможности строить боевые корабли.
Вместе с тем оставшиеся в составе флота боевые единицы - живы. В том числе и «Керчь», которую многие в последнее время объявляют «почти мертвой». Они ходят в море, выполняя задачи, которые ставит перед ними командование флота, несут повседневную службу и проходят боевую подготовку. В существующих условиях поддержание боеготовности имеющихся кораблей является залогом будущего флота даже в большей степени, нежели сохранение устаревших боевых единиц, - деньги, которые требуются на поддержание старых кораблей в боеспособном состоянии, по мнению самих моряков Черноморского флота, целесообразнее тратить на постройку новых кораблей.
Новые корабли Черноморский флот должен получить одним из первых - в своем недавнем заявлении главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил о том, что в наступающем десятилетии на Черное море придут 15 современных боевых кораблей и подлодок. Но какие задачи они будут выполнять? И какие задачи способны выполнять существующие корабли?
Если оценивать с точки зрения боевых возможностей и задач главные силы современного ЧФ - крейсер «Москва», БПК «Керчь», сторожевые корабли «Ладный», «Пытливый», «Сметливый», малые ракетные корабли «Самум», «Бора» и другие - то все они создавались исходя из одной главной задачи: морской бой с кораблями и подлодками ВМС НАТО, прежде всего - ВМС Соединенных Штатов Америки. В итоге узкоспециализированные корабли холодной войны оказались бесперспективны в новых условиях: стоящие сегодня перед флотом задачи требуют и других кораблей. Главной силой нового черноморского флота должны будут стать корабли классов фрегат/корвет.
Чем же современные фрегаты проекта 11356, являющиеся прямыми потомками советских сторожевых кораблей (СКР) проекта 1135, к которым относятся, в частности, «Ладный» и «Пытливый», отличаются от своих предшественников и почему их стали именовать на западный манер?
Оставив в стороне прогресс в области вооружений, который позволил повысить огневую мощь кораблей, нужно отметить концептуальное различие, которое заключается в многофункциональности фрегата по сравнению с СКР. Главной задачей СКР проекта 1135 является борьба с подводными лодками, и остальные задачи эти корабли могли выполнять по остаточному принципу, имея довольно среднюю ПВО и почти не обладая возможностями по борьбе с надводными кораблями противника.
Фрегат, оснащенный универсальным корабельным стрельбовым комплексом, современной цифровой БИУС (боевой информационно-управляющей системой), несущий на борту вертолет, - сохраняет противолодочные возможности СКР и даже превосходит их за счет современного вооружения. Но одновременно он становится весьма сильным кораблем ПВО, способным «накрыть» зонтиком соединение кораблей, может полноценно бороться с надводными кораблями противника и выполнять ряд других задач. Устаревающие СКР советской постройки могут приблизиться к этому стандарту лишь после дорогостоящей модернизации, малоосмысленной при наличии возможности постройки нового корабля. Еще более высокими возможностями будет обладать фрегат проекта 22350, представляющий уже совершенно новое поколение боевых кораблей и отличающийся, помимо прочего, значительно сниженной заметностью.
Схожими, пусть и меньшими возможностями обладают корабли класса корвет - также представляющие собой многоцелевые боевые единицы, способные выполнять широкий круг задач. Фактически современные корветы проекта 20380 объединяют возможности советских МРК (малых ракетных кораблей) и МПК (малых противолодочных кораблей), имея заметно больший потенциал ПВО (начиная со второго корпуса проекта 20380, который уже имеет универсальный корабельный стрельбовый комплекс). При этом они обладают более высокой мореходностью и способны действовать на гораздо большем удалении от баз флота, являясь автономными и самодостаточными боевыми единицами.
Модернизация, однако, имеет смысл для крупных и дорогостоящих кораблей, строительство которых с нуля в ближайшее время не предполагается. Прежде всего это ракетные крейсера, одним из которых является флагман Черноморского флота «Москва». Она и ее одноклассники проекта 1164 представляют собой сильновооруженные тяжелые боевые единицы, своеобразные «ладьи» на морской шахматной доске, и при оснащении современными боевыми системами способны обрести совершенно новые качества.
Первым кораблем такого рода может стать многострадальная «Украина» - последний ракетный крейсер проекта 1164, некогда построенный под именем «Адмирал Лобов» для ВМФ СССР, но так и не вошедший в строй. Сегодня Россия намерена выкупить крейсер и модернизировать его. Эти планы вызывают горячие споры - одни специалисты полагают эту покупку оправданной, другие считают напрасным расходованием средств. Однако представляется, что если вслед за «Украиной» будут модернизированы и сведены в одно соединение, скажем, на Тихом океане и остальные корабли данного проекта, то возможности флота на данном театре военных действий не просто возрастут, а изменятся принципиально, особенно если к четырем крейсерам добавятся хотя бы 8-10 упомянутых выше кораблей классов фрегат/корвет. В состав такого соединения органично впишутся и 1-2 универсальных десантных корабля класса «Мистраль», и даже авианосец - будь то модернизированный «Адмирал Кузнецов» или новый корабль.
Черноморский флот в новом облике вряд ли будет иметь в своем составе ракетный крейсер - обеспечивать безопасность южных рубежей России, присутствие в Средиземном море и западной части Индийского океана он будет с помощью фрегатов и корветов. Вряд ли в его составе спустя пятнадцать-двадцать лет сохранится хотя бы один из нынешних кораблей (за исключением, наверное, вечного спасательного судна «Коммуна», уже отметившего 95-летие и не собирающегося сдавать).
А пока - корабли ЧФ стоят в Севастопольской бухте в парадном строю. Парад пройдет 25 июля, и флот вновь начнет учиться - учиться действовать в новых условиях, когда понятия войны и мира зачастую не отделить друг от друга и постоянная готовность к выполнению внезапно возникающих разнообразных задач важна не менее, чем огневая мощь.
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости, Севастополь
| |