|
Vimpelcom Ltd. впервые в истории заработал на мобильной связи в России меньше «Мегафона» и скатился на третье место по этому показателю. Гендиректор Vimpelcom Ltd. Александр Изосимов обещает вернуть потерянную долю рынка. Тем временем «Мегафон» приближается и к лидеру - МТС
В III квартале 2010 г. «Вымпелком» выручил от мобильного бизнеса в России 53,8 млрд руб., уступив не только МТС (заработала 61,3 млрд руб.), но и «Мегафону» (54,6 млрд руб.). Вчера на пресс-конференции Изосимов признал: российский бизнес испытывает проблемы. «Менеджмент и акционеры не удовлетворены потерей доли рынка, и перед российской командой стоит задача - развернуть ситуацию и вернуть рыночные позиции», - заявил он. До сих пор «Вымпелком» стабильно занимал второе место по доходам от мобильной связи в России, а в 2005-2006 гг. едва не превзошел основного на тот момент конкурента - МТС. В позиции третьего игрока «Вымпелком» оказался впервые. Елена Шматова, назначенная гендиректором «Вымпелкома» в июне 2010 г., связывает провал в доходах с решением компании сфокусироваться на максимизации денежного потока, принятым в кризис. Незадолго до кризиса, в феврале 2008 г., «Вымпелком» потратил $4,3 млрд на приобретение оператора фиксированной связи Golden Telecom (GT), заняв большую часть этих средств, напомнил Изосимов. И когда в конце 2008 г. исчезла возможность заимствовать средства, было решено сократить инвестиции. А когда ситуация нормализовалась, выяснилось, что «перевести компанию из режима "стоп" в режим "старт" и начать работать так, как мы работали до кризиса, безумно сложно, на это ушло время», объясняет Изосимов. Недоинвестирование привело к отставанию «Вымпелкома» от конкурентов, особенно в сегменте мобильной передачи данных, где требуются высокие первоначальные инвестиции, объясняет Шматова. В частности, «Мегафон» существенно больше инвестировал в сети третьего поколения (3G). Чтобы «развернуть» ситуацию, «Вымпелком» будет развивать сеть, «укреплять присутствие» в каналах продаж (розничных сетях) и использовать адресный подход к ценообразованию, пообещала Шматова. Планов по инвестициям она не раскрыла, но обратила внимание, что уже в III квартале российские капзатраты Vimpelcom Ltd. превысили инвестиции за все первое полугодие. Впрочем, лидером по инвестициям по итогам девяти месяцев 2010 г. остается «Мегафон»: его капзатраты составили 34,8 млрд руб., тогда как у МТС и «Вымпелкома» они оказались равными - примерно по 22,8 млрд руб. Вчера ADR на акции Vimpelcom Ltd. снизились в цене на 0,84% (на 20.30 МСК). Вернуть долю рынка «Вымпелкому» по силам, уверены аналитики Unicredit Securities Надежда Голубева и «Уралсиба» Константин Белов. Преимущество «Мегафона» в том, что он больше инвестировал после кризиса, в то время как конкуренты заморозили развитие, согласна Голубева со Шматовой. «Вымпелкому» нужно серьезно увеличить инвестиции, делает она вывод. Правда, долю рынка «Вымпелком» будет забирать в первую очередь у МТС, у которой уровень развития сети примерно такой же, а «Мегафон» пойдет дальше, думает Голубева. МТС тоже увеличивает капзатраты и намерена до конца 2011 г. догнать «Мегафон» по покрытию 3G-сети, заверяет источник в операторе. «Вымпелком» отыграет ситуацию назад, если станет активно развивать 3G и если абоненты станут тратить на мобильный интернет значимые деньги, считает Белов. Между тем в октябре (первый месяц IV квартала) «Мегафон» еще увеличил отрыв от «Вымпелкома» по мобильной выручке в России - об этом свидетельствуют данные ежемесячного исследования J'son & Partners (есть у «Ведомостей»). С этими данными знакомы также менеджер инвестбанка и сотрудник сотового ритейлера. Разрыв между «Мегафоном» и лидером рынка - МТС - тоже уменьшился: в октябре он составил всего 316 млн руб., 1,8% от месячной выручки «Мегафона». МТС не намерена отдавать «Мегафону» лидерство, утверждает представитель МТС Елена Кохановская. Компания уже наращивает капзатраты и подключает качественные каналы продаж - в частности, заключила контракт с «Евросетью», говорит она. В октябре у МТС снизились доходы от роуминга, которые у «Мегафона» традиционно ниже, отсюда и сокращение разрыва по выручке, считает источник в МТС. Плотная конкурентная ситуация скажется на рентабельности операторов, предупреждает Голубева. Рентабельность МТС по OIBDA в III квартале уже сократилась на 2,4 п. п. во многом из-за увеличения маркетинговых расходов. «Вымпелкому» тоже не избежать увеличения маркетинговых расходов и снижения цен, уверена она.
| |