|
Специализированные арт-фонды, инвестирующие в произведения искусства, появились недавно. Первый из них, Fine Art Fund, начал работать в Лондоне в июле 2004 г.
В этом году такой инструмент появился в России. С 1 января приказом ФСФР узаконены закрытые ПИФы художественных ценностей. В их активы помимо денежных средств могут входить живопись, графика, скульптура, фото- и киноархивы, книги, музыкальные инструменты и даже старинные монеты и марки. Доходы пайщиков формируются за счет роста стоимости этих объектов, а также их экспонирования. Первой в конце августа два таких ПИФа зарегистрировала УК «Лидер»: «Собрание» - для всех и «Собрание фотоэффект» - для квалифицированных инвесторов. Примерно через месяц по одному художественному фонду создали УК «Атланта» и «Монетный двор траст». А в конце ноября ФСФР зарегистрировала еще два ПИФа - также под управлением «Монетный двор траст» и УК «Агана». Стать пайщиком такого фонда не так просто: обычно инвесторы приобретают паи ЗПИФа в период формирования фонда, а гасят - после его прекращения, через 10-15 лет. Кроме того, входной билет в них, как правило, стоит миллионы рублей (см. таблицу). Редкое исключение - фонд «Собрание фотоэффект», размещение паев которого на текущей неделе начала УК «Агана». Он рассчитан на широкий круг инвесторов, утверждает замгендиректора по развитию «Аганы» Владислав Смирнов. Минимальная сумма инвестиций в него - 500 000 руб. Предполагается, что в его активах заметное место займут фотографии. Другие управляющие информацию о включенных в фонды активах пока не разглашают. По мнению Смирнова, после кризиса в период неопределенности на финансовых рынках альтернативные инвестиции в художественные ценности вызовут интерес потенциальных инвесторов - любителей искусства. Правда, «Лидеру» попытка сформировать свой фонд, похоже, не удалась. Во вторник на сайте компании появилось сообщение о завершении срока формирования ЗПИФ «Собрание», в течение которого УК не набрала запланированные 2 млрд руб. Комментировать это представители компании отказались. «ЗПИФы - удобный инструмент не только для инвестиций, но и для "упаковки" личных активов состоятельных клиентов, - напоминает один из участников рынка. - Он позволяет, к примеру, избежать уплаты налога на доходы при каждой продаже дорогого предмета искусства». ПИФы художественных ценностей для широкого круга инвесторов вряд ли войдут в моду. «Закрытая форма ПИФа неудобна для розничного продукта, практически нет экспертов, способных составить адекватный портфель арт-активов, слишком велики издержки на хранение, страхование, оценку имущества в таком фонде», - перечисляет старший аналитик MFO УК «Альфа-капитал» Михаил Лобанов. Согласно правилам действующих фондов на это может уходить 10-20% (!) от стоимости чистых активов в год. Но эксперты уверены, что посткризисный период благоприятен для входа инвесторов в рынок предметов искусства. Он достаточно уверенно восстанавливается после снижения, спровоцированного мировым финансовым кризисом, опережая фондовый рынок. Так, индекс аукционных цен произведений искусства Mei Moses All Art за три квартала 2010 г. вырос примерно на 8% против 6% у S&P 500. В середине ноября в течение нескольких дней на аукционах Phillips de Pury, Sotheby's и Christie's в Нью-Йорке, где выставлялось современное и модернистское искусство, было выручено $652,3 млн. Были установлены ценовые рекорды по работам 26 художников. «Во многих случаях на работы стоимостью более $20 млн эстимейты вернулись на уровень, достигнутый на пике рынка. С начала рецессии прошло менее двух лет, а у нас на сегодняшних торгах установлено 11 рекордов», - говорит Бретт Горви из Christie's. Лучший вариант участия в арт-рынке, по мнению Лобанова, не фонды, а приобретение реальных предметов искусства первого эшелона, которые стабильно дорожают в среднем на 7-10% год. К тому же они приносят владельцам большое эстетическое удовольствие.
| |