|
PepsiCo приобретет вначале 66% акций ВБД у восьми крупных акционеров и двух дочерних предприятий российской компании за 3,8 миллиарда долларов, а после получения необходимых одобрений со стороны регулирующих органов и закрытия этой сделки сделает предложение о выкупе еще 34% акций у остальных акционеров.
МОСКВА, 3 дек - РИА Новости. Американская PepsiCo договорилась с основными акционерами крупнейшего российского производителя молочной продукции и напитков ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (ВБД) о приобретении компании, которую она оценила в 5,8 миллиарда долларов, что, по мнению аналитиков, является очень хорошей ценой. Приобретение сделает PepsiCo крупнейшим в России игроком на пищевом рынке с годовой выручкой около 5 миллиардов долларов и владельцем таких успешных брендов, как «Веселый молочник», «Домик в деревне», «Чудо» и J7.
О достигнутой договоренности компании объявили в четверг, после чего акции ВБД взлетели на ММВБ сразу же более чем на 20%, а через два часа - уже более чем на 65%. Американские депозитарные расписки (ADR) компании на открытии торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже подскочили почти на 30%.
Цена стала решающим условием
PepsiCo приобретет вначале 66% акций ВБД у восьми крупных акционеров и двух дочерних предприятий российской компании за 3,8 миллиарда долларов, а после получения необходимых одобрений со стороны регулирующих органов и закрытия этой сделки сделает предложение о выкупе еще 34% акций у остальных акционеров. Цена выкупа - 33 доллара за одну ADR, что эквивалентно 132 долларам за обычную российскую акцию, - рассчитана с 32-процентной премией к средней стоимости расписок ВБД за предыдущие 30 дней. Таким образом, компания, уставный капитал которой разбит на 44 миллиона обыкновенных акций, оценена в 5,8 миллиарда долларов.
При этом представители PepsiCo добавляют, что стоимость сделки можно рассчитать по-другому: за вычетом долговых обязательств и стоимости казначейских акций, находящихся на балансе дочерних компаний ВБД, им останется заплатить только 5,4 миллиарда долларов. Сделка будет финансироваться из собственных средств компании, а также за счет привлечения краткосрочного займа.
По словам одного из основателей и совладельцев ВБД Давида Якобашвили, все итоговые переговоры по сделке состоялись за последние две-три недели, а предложение американцев оказалось привлекательным для акционеров. «Цена стала определяющим фактором», - отметил он.
Новый лидер
Ходатайство о покупке ВБД американская компания рассчитывает подать в Федеральную антимонопольную службу России уже в пятницу, сообщил на пресс-конференции президент PepsiCo в Восточной Европе Рамон Лагуарта. Однако для совершения сделки компании необходимо получить одобрение не только ФАС, но и правительственной комиссии по иностранным инвестициям. При этом обе стороны сделки рассчитывают на то, что получат одобрение. «Мы уже давно работаем на российском рынке и думаем, что это решится довольно быстро», - отметил на этой встрече же встрече с журналистами совладелец и член совета директоров ВБД Якобашвили.
Аналитики также полагают, что не должно возникнуть возражений со стороны регулирующих органов. В частности, как отмечает аналитик инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина, рынок безалкогольных напитков власти не считают приоритетным. «А что касается молочного бизнеса, то здесь нужно вспомнить о том, что доля объединенной компании, создаваемой "Юнимилком" и Danone на рынках РФ и СНГ, стала больше, чем у ВБД, но эта сделка была одобрена», - сказала Загвоздина РИА Новости.
По информации самой PepsiCo, приобретение ВБД, основанного в 1992 году, сделает ее крупнейшей компанией по выпуску продуктов питания и напитков в России, лидером в быстрорастущей категории молочных продуктов с годовой выручкой около 5 миллиардов долларов и укрепит позиции компании на ключевых рынках Восточной Европы и Центральной Азии. Ей будут принадлежать шесть из 20 крупнейших продуктовых брендов страны и 49 производственных предприятий, включая 38 заводов ВБД, а работать в компании будет 31 тысяча сотрудников в России, Украине и Центральной Азии. При этом PepsiCo будет практически вдвое превышать по размеру своего «ближайшего конкурента по выпуску продуктов питания и напитков в России», владея несравнимой платформой дистрибуции, включающей более 200 тысяч торговых холодильников
История PepsiCo в России началась в 1959 году с представления президентом компании Доном Кендаллом напитка Pepsi в рамках выставки американской продукции в Москве, а в 1974 году на заводе в Новороссийске компания начала производство напитков по договору франчайзинга. В мире PepsiCo является вторым по величине производителем продуктов питания и напитков с годовым объемом продаж более 60 миллиардов долларов, выпускает газированные и негазированные напитки и продукты питания. Ей принадлежат 19 торговых марок, ежегодные розничные продажи по каждой из которых превышают миллиард долларов.
По итогам 2009 года объем продаж PepsiCo в России составил менее 2 миллиардов долларов (около 60 миллиардов рублей), а продажи ВБД - 2,2 миллиарда долларов. При этом, как ожидают компании, выручка ВБД к 2016 году достигнет 6,26 миллиарда долларов.
Это также увеличит выручку PepsiCo от продуктов питания в глобальном масштабе с 10 миллиардов долларов до 13 миллиардов долларов. Кроме того, она ожидает среднегодовую синергию в прибыльности более 100 миллионов долларов к третьему году после сделки. При этом, по словам Лагуарты, российское подразделение компании станет вторым крупнейшим после американского.
По словам председателя совета директоров и главного исполнительного директора PepsiCo Индры Нуйи, слова которой цитировались в пресс-релизе компании, у молочного сегмента есть огромный потенциал синергии между продуктами и напитками. «Он дает возможность сделать напитки "съедобными", а продукты "питьевыми", что будет удобным для потребителей», - отмечала она.
Как сообщил Лагуарта, PepsiCo намерена сохранить бренды «Вимм-Билль-Данна», которому принадлежат «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Иммунеле», Beauty, «33 коровы», «Чудо», J7, «Любимый сад», «100% Gold», «Агуша», «Здрайверы», «Ессентуки», «Чудо-Ягода» и «Родники России».
Американская компания намерена оставить и нынешний менеджмент ВБД, так как он является высокопрофессиональным. Лагуарта напомнил, что, когда в 2008 году PepsiCo покупала крупную российскую соковую компанию «Лебедянский», прежний менеджмент также был сохранен.
При этом представители PepsiCo не исключают, что ВБД как компания холдинга PepsiCo может выйти за пределы рынков РФ и СНГ. «Мы намерены развивать компанию не только на российском рынке, но и за его пределами, поддерживая наши инновационные устремления», - сказал Лагуарта. «Мы хотим, чтобы "Вимм-Билль-Данн" стал глобальной компанией», - добавил Якобашвили.
Привлекательное молоко
Если сделка ВБД с PepsiCo будет закрыта, то западные компании станут крупнейшими игроками не только на российском рынке безалкогольных напитков и соков, но и на молочном. Во вторник, 30 ноября, французская Danone и второй по величине российский производитель молочной продукции «Юнимилк» с долей 16-17% завершили сделку по созданию объединенной компании в России и странах СНГ. Danone владеет контрольным пакетом в 58%, а бывшим акционерам «Юнимилка» принадлежит 42% новой компании, однако имеются опционы, которые дают возможность Danone увеличить свою долю до 100% в 2022 году.
Доля PepsiCo на молочном рынке РФ окажется на уровне около 20-22% - такова она сегодня у ВБД, следует из данных участников рынка. А на рынке соков ее доля составит исходя из текущей ситуации 52%, оценивает аналитик «Тройки Диалог» Михаил Красноперов.
Как говорится в пресс-релизе PepsiCo, в России рынок молочных продуктов совокупно вырос на 22% с 2006 года и сегодня составляет 17 миллиардов долларов. Ожидается, что как минимум в следующие три года он вырастет на «невысокую двузначную цифру». По прогнозам, в последующие пять лет РФ будет одним из крупнейших потребителей молочной продукции.
Ведущие аналитики единогласно признают, что новость о сделке между ВБД и PepsiCo стала для рынка позитивной. «Она показывает, что крупнейшие транснациональные компании проявляют большой интерес к российским игрокам и готовы платить за них довольно высокую цену притом, что молочный рынок РФ является медленнорастущим - только 3-4% в год в натуральном выражении», - отмечает Красноперов.
По словам Загвоздиной, PepsiCo предложила довольно высокий мультипликатор - 15,8 EBITDA компании ВБД по итогам 2010 года, то есть премию в 24% к показателям других производителей молочной продукции на развивающихся рынках. Она полагает, что это хорошая цена для акционеров ВБД и удачное приобретение для американской компании, в том числе с точки зрения диверсификации бизнеса. «PepsiCo может вывести и новые продукты», - добавляет она.
При этом Загвозидна считает высокой вероятность того, что PepsiCo консолидирует 100% ВБД, выкупив 34% у остальных акционеров. «Скорее всего, предложение будет им интересно, так как это действительно очень хорошая цена», - поясняет аналитик.
Сегодня пять основателей ВБД контролируют 41,6% компании: Гавриилу Юшваеву принадлежит 19,6% уставного капитала, Сергею Пластинину - 3,7%, Давиду Якобашвили - 10,5%, Михаилу Дубинину - 4,7%, Александру Орлову - 3,1%. Еще 24,4% находятся на балансе компании (казначейские), остальные бумаги обращаются на свободном рынке.
По словам Якобашвили, основные акционеры ВБД, у которых есть и другие совместные проекты, на вырученные от продажи средства намерены продолжить развивать бизнес-проекты в пищевой отрасли России, а также на других направлениях, в том числе в топливно-энергетическом комплексе.
| |