|
Сегодня, 3 декабря 2010 года свой 80-летний юбилей отмечает кинорежиссер, в корне изменивший язык кино второй половины ХХ века - Жан-Люк Годар. Став одним из родоначальников «Новой волны» во французском кино, он на протяжении полувека оставался новатором, удивляя искушенных зрителей каждой новой картиной.
Начиная с первой же полнометражной ленты «На последнем дыхании» (1959) Жан-Люк Годар делал в кино то, что хотел, смело порывая с традициями, стереотипами, табу. В своих фильмах он всегда затрагивал вопросы, которые наиболее волновали общество в тот или иной период, обращаясь то к псевдодокументальной стилистике, то к философско-иносказательной, то к форме кинематографического агитплаката. Язык его фильмов сложен, но научившись понимать его, испытываешь удовольствие, сравнимое с употреблением дорогих спиртных напитков.
После мирового успеха первой ленты мастера, совершившей революцию в европейском кино, последовали такие не менее новаторские работы, как «Маленький солдат» (1959, по причинам цензуры вышедший лишь в 1963 году), «Жить своей жизнью» (1962), «Презрение» (1963), «Безумный Пьеро» (1965), «Альфавиль» (1965), «Сделано в США» (1966), «Две или три вещи, которые я не знаю о ней» (1967) и другие. Став одним из идейных лидеров бунтующих 60-х, Годар экранными средствами боролся против тоталитарных и милитаристских тенденций, выворачивал наизнанку лживый респектабельный мир, показывал абсурдность одиночного протеста в обществе потребления. Многие элементы его хаотичного и не вписывающегося ни в какие традиционные рамки стиля позднее были подхвачены и развиты художниками постмодернистской эры.
70-е, когда эпоха «Новой волны» осталась далеко позади, стали для Годара периодом увлеченности политическими формами, о чем свидетельствуют его работы «Владимир и Роза» (1970), «Правда» (1970), «Письмо Джейн» (1972). В 80-е получили широкое художественное признание его фильмы «Страсть» (1982) и «Имя: Кармен» (1983), награжденные призами престижных международных кинофестивалей. Лишь в 90-е отличающийся редкой творческой плодовитостью Годар несколько снизил темпы производства своих картин. Фильмы режиссера этого периода нередко тяготели к его же стилистике 60-х.
Первое десятилетие нового века за редкими исключениями стало для Годара периодом молчания. И вот в 2010 году на экраны вышла его новая работа «Фильм-социализм». Накануне своего 80-летия Годар вновь заставил киномир говорить о себе. Вместо итогового высказывания мэтра «под занавес» карьеры мы увидели очередной эксперимент, имеющий целью не привлечь зрителя к экрану, а оттолкнуть его. Эту постмодернистскую мозаику из трех неснятых фильмов режиссера, густо нафаршированную цитатами из литературных классиков и озвученную несколькими языками, способны выдержать лишь наиболее преданные ценители творчества Годара, готовые принять его любые кинематографические капризы. Создатель более 70-ти фильмов, Жан-Люк Годар и на девятом десятке остается верным художественному новаторству. Новаторству, которое так и не стало традицией.
| |