Это в 4 раза меньше, чем потратят на праздник жители Люксембурга, и в 2 раза меньше новогоднего бюджета в Великобритании
Новогодние праздники - один из самых прибыльных сезонов для розничной торговли, и, конечно, самый разорительный для простых россиян. И пока мы, потребители, составляем списки подарков и ждём старта праздничных распродаж, магазины уже подсчитывают будущие барыши, а они, как всегда, обещают быть миллионными.
От ЮАР до Украины
Причём в этом году наплыв покупателей должен только вырасти, считают представители торговых сетей. По средним подсчётам, средний доход россиян в 2010-м вырос на 5-5,5%, а значит люди понесут деньги в магазины. Косвенно это уже подтвердила статистика Министерства спорта и туризма, согласно которой, в 2010-м рекордное количество россиян отправятся на Новогодние каникулы за границу. Число «зимних» туристов, по данным Министерства, может даже превысить докризисный уровень, то есть российским гражданам уже есть, что тратить.
Впрочем, независимые аналитики смотрят на ситуацию отнюдь не так оптимистично. Так, компания Deloitte исследовала покупательскую способность в нескольких странах и мира и пришла к выводу, что россияне ещё отнюдь не "оклемались" от финансового кризиса. В среднем они готовы потратить на новый год не больше, чем в 2009-м, а это 385 евро или 15 870 рублей.
Для сравнения: в Люксембурге респонденты заявили, что размер их праздничного бюджета составит 1200 евро. В Ирландии - которая неделю назад выпрашивала финансовую помощь ЕС из-за огромного размера суверенного долга, - люди потратят на Новый год около 1020 евро. Англичане встретят 2011-й в среднем за 870 евро каждый; и 655 евро уйдёт на праздничные гулянья у испанцев. Скромнее, чем в России, Новый год планируют отметить только в Украине (за 280 евро) и в ЮАР (за 375).
При этом 28% россиян, скорее всего, не отдадут за праздники и 16 тыс. рублей. Поскольку их доходы, согласно опросу, только уменьшились за 2010-й.
Деньги на стол
Что касается структуры расходов на Новый год, здесь результаты западного исследования выглядят спорно. Согласно опросу Deloitte, только 18,6% от суммы средний россиянин потратит на еду. Хотя в прошлом году большинство признавались, что праздничный стол «съест» основную долю от их бюджета.
Тем более, в этом году стоимость многих продуктов питания уже подлетела или подлетит к концу декабря. Так, производители ожидают значительного роста цен на картофель и мясо (особенно говядину) из-за дефицита, образовавшегося в результате засухи. По приблизительным расчётам, килограмм картошки через несколько недель может стоить 50-60 рублей, а цена на говядину уже выросла в опте на 28-30%.
Коснётся подорожание и всевозможных сладостей - цена сахара за год подросла почти на 20%. На 19,7% стало дороже подсолнечное масло, на 21,2% - сливочное. Зато среди лидеров роста, к счастью, оказались продукты, не самые традиционные для праздничного стола: белокочанная капуста прибавила к стоимости 76,6%, пшено - 57,1%, ну а печально известная гречка - аж 158,8%.
Помимо продуктовых в общие затраты россиян также войдут подарки (58% от всего бюджета) и развлечения (23,4%). Если этим данным можно доверять, то кризис, похоже, действительно закончился, поскольку в прошлом году большая часть наших граждан вообще не собиралась как-то развлекаться. Тогда около 30% россиян заявили, что будут сидеть дома и смотреть телевизор, а эти развлечения, очевидно, бесплатны.
Дарёному коню
Об улучшении материального положения россиян докладывают и отечественные бизнесмены. По данным многих сетевых розничных магазинов, уже в ноябре у них стали покупать намного больше, чем в аналогичный период прошлого года. А значит к декабрю потребители «разогреются» и будут тратиться даже охотнее. Этому может поспособствовать и улучшение ситуации на рынке труда, поскольку в этом году многие компании - в том числе финансовые - собираются возобновить новогодние бонусы и премии.
Впрочем, если верить всё тому же исследованию Deloitte (данные которого приводит РБК), даже несмотря на прибавку к зарплате россияне помнят «худые времена». Более половины респондентов всё-таки надеются сэкономить на подарках и при выборе последних намерены ориентироваться по цене. 53% признались, что, скорее, купят то, что будет дешевле стоить.
Выбирать будут в основном косметику, парфюмерию и конфеты - то есть товары не самой высокой ценовой категории. Гораздо меньше россиян изъявили готовность дарить технику и электронику; хотя, отвечая на вопрос «Что бы вы хотели получить», называют именно компьютеры, смартфоны, а также деньги и путешествия.
Однако такой настрой покупателей отнюдь не пугает представителей торговли. Всем известно, что, совершая крупную - но одну - покупку, человек потратит меньше, чем если наберёт полную корзину всяких мелочей. А значит ожидаемую прибыль торговые сети всё равно соберут.
Индекс цен российских потребительских товаров