|
Жизнь - штука страшная. Даже если сегодня ты проснулся живым, то не факт, что завтра это случится снова. Школьной учительнице Анне Тэйлор в исполнении Кристины Риччи из фильма «Жизнь за гранью» (в кино с 2 декабря 2010 года, дистрибьютор - компания Люксор), мягко скажем, не повезло - она и сама не знает, жива она или мертва.
После ссоры с парнем и последовавшей за этим аварией девушка очнулась на столе в морге, и сотрудник похоронного бюро доходчиво и аргументировано стал ей объяснять, что она умерла. Проблема в том, что сама Анна в это не верит - ведь она все еще дышит, двигается и говорит. Так что же происходит - ее держит в плену сумасшедший гробовщик или она просто никак не смирится с фактом своей смерти?
Собственно, на этом и держится интрига фильма - зрителя, как и главную героиню, будет мучить один и тот же вопрос. Каждый новый сюжетный поворот поочередно добавляет аргументы в пользу то одного (Анна жива), то другого (Анна мертва) утверждения, до самого конца не предоставляя однозначного ответа. Девушке предстоит пройти через ночной кошмар наяву, ведь самое страшное, что она может себе вообразить - это то, что ее не станет. Единственный человек, с которым она общается - это Элиот Дикон (Лиам Нисон), который готовит ее тело к погребению. Он пытается успокоить Анну: «Все говорят, что боятся смерти. На самом деле, вы больше боитесь жизни».
Он настоящий философ, хоть и в извращенной форме, и благодаря этому персонажу фильм обретает дополнительное измерение, превращаясь из стандартного мистического триллера в произведение более глубокое и способное затронуть думающую аудиторию. На реплику Анны «Но я дышу! Я всё ещё могу быть жива!» Дикон возражает: «Вы думаете, если вы дышите, вы живы? Вы цепляетесь за свою жизнь, как будто она чего- то стоит. Может, вы умерли давно?» И действительно, это заставляет ее задуматься, что она ценит в своей жизни и почему растрачивает важные мгновенья на ненужные переживания. Только оказавшись по ту сторону грани, человек в состоянии оценить ценность жизни. Поднимаются в картине и другие вопросы: кто достоин жизни, а кто нет? Имеет ли человек отнимать жизнь у ближнего, даже если тот не заслуживает жить? Происходит это, что немаловажно, без чрезмерного морализаторства и затягивания сюжета.
Некоторые моменты, однако, поданы слишком прямолинейно, как, например, дело обстоит с засильем красного цвета. Даже неискушенному зрителю ясно, что это цвет жизни, страсти, надежды в противовес серым тонам, которые господствуют в визуальном стиле ленты. Но создатели могли бы использовать этот контраст куда более тонко, а не «напихивать» в каждый кадр по красному предмету, который бы диссонировал с окружением. Хотя, с другой стороны, эту небольшую погрешность вполне можно простить режиссеру-дебютантке Агнешке Войтович-Восло, тем более что все остальные элементы прекрасно складываются в цельную композицию.
Хотя при просмотре картины не вздрагиваешь от неожиданности и не возникает желания отвернуться от экрана или закрыть лицо руками, что бывает, когда становится по-настоящему страшно, тем не менее, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что при всем этом лента выходит за пределы жанра и трансформируется едва ли не в фильм ужасов. Но происходит это постфактум, когда начинаешь осмысливать хитросплетения сюжета и расшифровывать заложенный в них посыл. Это способно испугать до приступа леденящего ужаса, но, с другой стороны, может вызвать чувство облегчения от того, что сам ты находишься по эту сторону грани. Пока еще.
| |