|
Сегодня исполняется 80 лет Жану-Люку Годару - человеку, перевернувшему представление о кино, эксцентричному киноману, признанному гению, который не признает награды, «отшельнику», бойкотирующему «Оскар» и Каннский кинофестиваль.
Годару всегда было плевать на то, что о нем думают. Свои фильмы он снимал не следуя, а вопреки всем канонам, мешая игровое и документальное кино, изводя километры пленки лишь для того, чтобы запечатлеть на ней свои переживания. Поэтому его отказ лично получать «Оскар» из-за того, что у него нет визы, да и лететь в Америку слишком долго, вполне логичен. Годар более полусотни раз номинировался на различные кинопремии. Одной больше, одной меньше, что это меняет? Годар есть Годар.
Десять фильмов Годара, которые стоит увидеть
Его первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жаном-Полем Бельмондо и Джин Сиберг буквально перевернул представление о кино, сделав 1960 год точкой отсчета в истории «новой французской волны». Французский историк кино Анри Ланглуа, после выхода этого фильма сказал: «отныне существует кино "до" и "после Годара". Поклонники и последователи Годара пытались копировать манеру съемок этого фильма, а иногда и просто цитировали некоторые сцены, например, ту, где Патриция продает New York Herald Tribun. Не так давно фильм "На последнем дыхании" вошел в десятку лучших кинодебютов всех времен и народов по версии американских кинокритиков.
"Женщина есть женщина" (1961) - один из ярких примеров "новой волны" с одной стороны, с другой эта картина - неординарный пример музыкальной комедии. Легкий и смешной фильм, который смотрится на одном дыхании (даже если оно последнее). Рассказывают, что даже сам Годар (человек с весьма тяжелым характером) смеялся на съемках, наблюдая за реакцией парижских прохожих, которых герой фильма (Жан-Клод Бриали) вежливо спрашивал, не могут ли они сию минуту сделать ребенка его жене Анджеле (Анна Карина). Кстати, Анна Карина - тогдашняя жена Годара, ставшая "символом" его фильмов 60-х годов.
"Жить своей жизнью" (1962) - Годар продолжает "препарировать" проблемы буржуазного общества. Фильм состоит из 12 новелл, в центре которых одна героиня - Нана (Анна Карина) - парижская продавщица, которая пытается стать актрисой, но становится проституткой.
"Презрение" (1963) - кино о кино, одна из знаковых работ для "киномана-синефила" Годара. На Капри снимается кино: режиссер ругается с продюсером, а сценарист ревнует к тому же продюсеру свою жену, которую играет Брижит Бардо, так что грех не ревновать. Во время съемок "Презрения" Годар, чувствовавший себя неуютно среди кинозвёзд, папарацци и эгоистичных продюсеров, сублимировал свое презрение на кинопленке.
"Карабинеры" (1963) - один из самых странных фильмов Годара, снятый по нереализованному проекту Роберто Росселини. Антивоенная сатирическая притча о маленьких людях, которых заманили на войну возможностью безнаказанно грабить и убивать.
"Банда аутсайдеров" (1964) - драма-нуар, о которой сам Годар сказал так: "Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку". Этот фильм, который некоторые называют любим фильмом Тарантино, стал источником цитат. Так эпизод, в котором троица героев бежит через Лувр, повторяют герои фильма Бернардо Бертолуччи "Мечтатели" - ярые поклонники кинематографа.
"Безумный Пьеро" (1965) - один из самых жестких фильмов Годара, и один из самых кассовых (если к его творчеству можно применить этот термин). После просмотра "Безумного Пьеро" французский писатель Луи Арагон спрашивал: "Что такое искусство? Я сражаюсь с этим вопросом с тех пор, как посмотрел „Пьеро" Жан-Люка Годара, фильм, в котором сфинкс Бельмондо задает американскому кинорежиссеру вопрос „Что такое кино?" Я уверен в одном... искусство сегодняшнего дня - это Жан-Люк Годар".
Многие критиковали Годара за "злоупотребление" насилием в фильме - крови и трупов там действительно предостаточно. В ответ Годар парировал: "Это не кровь, просто красное".
"Альфавилль" (1965) - фантастический фильм-антиутопия (или, как кто-то удачно заметил анти-антиутопия), снятый в жанре "нуар". Работая над этой лентой, Годар решил снимать ночью на новую высокочувствительную пленку и практически без искусственного освещения. И заверения оператора Рауля Кутара о том, что на пленке ничего не будет видно, на Годара не подействовали. Результат: три тысячи метров испорченной пленки, возмущение съемочной группы, и режиссеру пришлось смириться с реальностью. Фильм пришлось снимать вечером за закрытыми наглухо шторами.
"Две или три вещи, которые я знаю о ней" (1966) - в этом, как и во многих других своих фильмах, Годар экспериментирует на стыке документального и игрового кино. Годар исследует французское общество с тщательностью не режиссера, а ученого - биолога, социолога или этнолога, коим он и является согласно диплому философского факультета Сорбонны.
"Фильм Социализм" (2010) - последняя работа Годара, действие которой начинается на борту круизного лайнера, на котором, как в анекдоте, встречаются милиционер из Москвы, военный преступник неизвестного происхождения, французский философ, американская певица, посол Палестины и бывший шпион, а заканчивается многозначительным титром "No comment". К последнему фильму Годара можно с полным правом отнести то, что говорили о другом его фильме - "Новая волна": "этот фильм просто непереводим".
Новое кино
Между тем, Годар не собирается уходить на покой, продолжает работать, интересуется новыми кинотехнологиями, а на вопрос журналистов "о чем будет ваш новый фильм" гордо отвечает: "О супружеской паре, которая больше не разговаривает друг с другом. Они выгуливают своего пса, и однажды тот не выдерживает и заговаривает с хозяевами. Как пес будет говорить, я пока не знаю, а остальное просто".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
| |