|
В Москве сегодня простились с Беллой Ахмадулиной. Поэтессу, чьими пронзительными и тонкими стихами уже более полувека восхищаются и в России, и за ее пределами, похоронили на Новодевичьем кладбище. А Центральный дом литераторов, где проходило прощание, не смог вместить всех, кто пришел на панихиду.
Здесь собрался цвет российской творческой интеллигенции - всё это были друзья и близкие поэтессы. Какую память оставила она по себе?
Последнее ее выступление. Последний аншлаг. И вроде бы всё так же звучат ее слова, её голос, такой восторженный и такой трепетный. Распевный. Но вокруг столько цветов... влажные от слез глаза и потерянные взоры друзей и почитателей. Все понимают: что-то бесповоротно изменилось, но поверить в это невыносимо тяжело.
«Для меня она никуда не ушла. Я за нее спокойна, как за поэта. Она на своем месте. Просто человек умер. А поэты не умирают. И дай ей Бог там, с ней будет все в порядке. Я ее люблю», - уверена поэт и драматург Лариса Васильева.
Она собирает такую толпу в любой мороз. Люди чувствуют, что это человек, который обладал нравственным камертоном и никогда, никогда не сделал ни одного фальшивого поступка", - говорит президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.
Люди идут нескончаемым потоком. Сквозь распахнутые почти настежь двери в Дом литератора врывается свежий ветер. Наверное, таким же свежим дуновением ворвалась тогда, в шестидесятые, в душные советские коммуналки поэзия юной Беллы Ахмадулиной или Белки, как ее называли близкие и друзья.
«Ее стихи - это объяснение в любви к жизни. Ее стихи - это новое слово. Поэтому она и божественна, - говорит писатель Виктор Ерофеев. - Как поэт она, прежде всего, поэт дружбы. "Возьмемся за руки, друзья" - вот строки из Окуджавы, которые были необходимы в то время. Дружба была сильнее, чем любовь».
«Величие ее, масштаб личности - и не только как поэтессы - давал очень многое и помогал жить», - заметил режиссёр, народный артист России Вадим Абдрашитов.
Церемония прощания. В зал уже не войти. А ведь там - только те, для кого Ахмадулина стала самым близким человеком. Не по крови, но по призванию поэта.
Готова была в любое время кинуться на помощь в трудную минуту. Иногда настолько трудную, - что другие кидались в обратную сторону. Она была щедра на слова и на поступки. Она о своих товарищах всегда говорила с такой любовью, таким восторгом", - вспоминает писатель, поэт, драматург Владимир Войнович.
Даже те, кто не смог придти в Центральный дом литераторов, прощались сегодня с поэтом. В столичном метро весь день звучат ее строки.
Она горела, обжигая других своим талантом, и сгорела сама. Она так и не смогла оправиться от удара, когда этим летом вот так же ушел в мир иной Андрей Вознесенский. Тот единственный, кому она признавалась в любви - как поэт поэту. Беллу Ахмадулину похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.
| |