|
«Санта на продажу» - безусловно, самый причудливый и самый удачный из всех странных фильмов этой недели - а их на сей раз рекордное количество, с тошнотворными и изобретательными «Чудаками 3D» во главе.
Чудаки, снимавшие «Санту на продажу», уже не американские, а финские, но с чувством юмора у них все еще лучше. Режиссера-дебютанта зовут Ялмари Хеландер, и он начинал с любительских короткометражек в youtube: его шуточные фильмы об истинном происхождении Санта Клауса имели неожиданно сенсационный успех (по меньшей мере, у скандинавской аудитории), и так дело постепенно дошло до полноценной картины.
Оригинальный заголовок «Редкий экспорт» весьма точно передает то, что происходит на экране, но и российское прокатное название не врет. Герои картины, лапландские оленеводы, не только добывают настоящего Санту, но и понимают, как можно торговать его услугами, поставляя бородатых стариков в красных халатах и колпаках детишкам всего мира.
А теперь обо всем с начала и по порядку. Первоклассник-сорванец, живущий в северной деревушке вдвоем с нелюдимым папашей, проникает на склон соседней горы, где таинственные американцы в обстановке строжайшей секретности добывают из-под земли необъяснимый объект. Как выясняется впоследствии, это гигантская глыба льда, в которой с незапамятных времен хранится живое, но невообразимое существо: рогатый монстр, питающийся маленькими детьми. Причем по преимуществу непослушными. Немного исследовав предмет, малолетний герой приходит к неутешительному выводу: это и есть Санта Клаус, и активизация рождественских эльфов в округе свидетельствует о том, что чудовище готово проснуться от векового сна и взяться за дело. Как с ним справиться? Суровые бородачи из лапландских деревень найдут рецепт - и не только одолеют злые силы, но и научат их служить добру. Или, по меньшей мере, хорошему бизнесу.
«Санта на продажу» - великолепная сатира на всех бизнесменов, торгующих Рождеством - пожалуй, самым востребованным сезонным товаром всех времен и народов. Сверхзадача авторов финской картины - отобрать у Голливуда авторские права на карамельно-сладкого Санта Клауса, вернув бородатому волшебнику языческое величие.
Единственный способ сделать это органично и без пошлости - передоверить позицию рассказчика ребенку, что тут и было сделано. В конечном счете, перед нами один из лучших образцов рождественской сказки, но не благостной, а суровой, таинственной и в целом страшной. Впереди «Щелкунчик и крысиный король» Андрона Кончаловского и «Ёлки» Тимура Бекмамбетова, но какое-то иррациональное чувство подсказывают, что более новогоднего фильма, чем финский «Санта на продажу», мы в этом сезоне не увидим.
| |