|
В главном музыкальном театре России - Большом - большая премьера. Впервые в оперном жанре представлен чеховский «Вишнёвый сад». Эта постановка - совместный проект с Парижской национальной оперой, и осуществлён он в рамках Года России - Франции. Без костюмов и декораций, с сокращённым количеством персонажей переложенный на ноты Чехов должен рассказать зрителю историю прощания с жизнью.
Два оркестра в яме и на сцене можно понимать, как хочется. Допустим, музыки так много, что она не уместилась в положенном ему подпольном пространстве. На сцене Большого театра - концертное исполнение сочинения Филиппа Фенелона по мотивам чеховского «Вишневого сада».
«Моя пьеса основана на 3 акте пьесы "Вишневый сад", во время которого идет бал, - говорит Фенелон. - Моя музыка - то самое неуловимое чеховское настроение, которое очаровывает читателя, только я его усилил, сделал нечто вроде концентрата».
Концентрат - это вместо придуманных Чеховым шестнадцати - всего десять персонажей. Да и с теми - масса странностей. Например, гувернантку Шарлоту играет мужчина, а за старого Фирса поет женщина.
«Это самая лучшая роль. Фирс - это и есть старый дом, воплощение всего мира, философский персонаж», - говорит солистка Ксения Вязникова.
В музыке - цитаты из сочинений чеховской эпохи: мазурка Чайковского, канкан.
«Я рад, что такого класса музыка существует, - говорит солист немецкой "Оперы на Рейне" Дмитрий Варгин. - Я пел современной музыки немало. Это, поверьте, одно из лучших произведений».
Вокалистов для этой постановки, последней в рамках французско-русской программы Большого, выбирали из 600 участников молодежной программы театра. Команда, как говорят авторы спектакля, оказалась с правильным - по-чеховски трепетным восприятием музыки.
«Важен характер каждого персонажа, глубина его личности, отношении между героями, их психологические типы, - отмечает дирижер Тито Чеккерини. - Идеи, вложенные композитором в музыкальное описание каждого персонажа».
В спектакле чувствуются и характеры каждого участника процесса. Например, автор либретто Алексей Парин трактует «Вишневый сад-2010» как прощание с растворившимся социальным слоем - интеллигенцией.
«Это прощание Чехова с жизнью, это прощание вообще с культурой, - говорит Парин. - Люди это и понимают - как прощание».
| |