|
Сегодня, 5 декабря 2010 года время вспомнить о великом кинорежиссере, одном из пионеров научно-фантастического жанра в кино, создателе таких киношедевров, как «Метрополис» и «Нибелунги», - Фрице Ланге, со дня рождения которого минуло 120 лет.
Классик немецкого кинематографа сумрачных 1920-х он создал направление, из которого, как из гоголевской шинели, вышли современные мастера фантастического кино.
Режиссерской карьере Фрица Ланга предшествовала весьма насыщенная впечатлениями молодость. Изучение архитектуры и живописи. Путешествия по Малой Азии, Японии, России, Китаю и Северной Африке. Военная служба, в результате которой Ланг получил четыре ранения и ослеп на левый глаз, что сделало его внешность столь эффектной и мужественной.
После демобилизации 26-летний лейтенант начал не без успеха писать рассказы и сценарии и вскоре получил собственную постановку. С первых же фильмов в творчестве Ланга превалируют экспрессионистские и романтические мотивы. Темы преследующего героев рока, любви, пытающейся одолеть смерть, сверхразума, повелевающего людьми, волнуют его в картинах «Полукровка» (1919), «Пауки» (1920), «Усталая смерть» (1921), «Доктор Мабузе - игрок» (1922).
По воле случая Ланг не стал режиссером экспрессионистского фильма №1 «Кабинет доктора Калигари» (1919), над сценарием к которому работал. В 1924 он сделал картину «Нибелунги», ставшую апогеем другого популярного в 20-е годы направления в кинематографе послевоенной Германии «неоромантизма». Основанная на древнегерманской саге о Зигфриде, эта лента была сделана с невиданным прежде размахом. На экране оживали средневековые леса, чудовища, замки, а судьбы героев были снова отданы в объятия неотвратимого рока.
После «Нибелунгов» Ланг принимается за постановку «Метрополиса» - наиболее масштабного проекта киностудии «УФА» в 20-е годы, едва не разорившего ее. На создание этой антиутопии режиссера вдохновили нью-йоркские небоскребы. Картина об индустриальном городе будущего, восходящем высоко в небо и устремленном глубоко под землю, городе, в котором сильные мира сего процветают за счет рабского труда рабочих, навеки лишенных солнечного света, была оценена по достоинству значительно позже выхода на экраны. Под ее влиянием создавали свои фантастические саги Джордж Лукас, Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг и другие.
Достойными произведениями немецкого периода в творчестве мастера также стали психологические триллеры «Шпионы» (1929) и «М» (1931) - первая звуковая работа Ланга. Но после запрета новыми немецкими властями его фильма «Завещание доктора Мабузе» (1933) режиссер решает покинуть Германию, любезно отказавшись от предложения Геббельса возглавить киноиндустрию Третьего рейха.
В Голливуде Ланг не мог рассчитывать на неограниченную творческую свободу, которой пользовался на родине. Но ему все же удалось сделать несколько удачных картин, наиболее заметной из которых стала «Ярость» (1936), снятая в излюбленном режиссером жанре триллера-драмы. Однако с течением времени ему все реже удавалось идти в ногу с американским кино. Последней работой Ланга стала картина «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960), в которой он вновь обратился к своему популярному герою из 20-х. В 1963 году Фриц Ланг еще раз появился в кино, сыграв самого себя в фильме Жана-Люка Годара «Презрение». Автор «Метрополиса» скончался в своем доме в Беверли-Хиллз 2 августа 1976 года, незадолго до смерти успев получить премию Американской академии кинофантастики «За выдающийся вклад в киноискусство».
| |