|
Вот уже почти два десятка лет ждут расселения жители одного из аварийных домов в городе Чапаевске Самарской области. Обитать им приходится в нечеловеческих условиях - крыша провалилась, трубы и электропроводка сгнили. Чиновники называют решение этой проблемы делом чести. Но дальше пламенных заявлений дело пока не идет.
Здесь жить нельзя! Об этом кричит провалившаяся крыша, через дыры в которой снег с дождем поливает комнаты. Об этом сурово свидетельствуют прокопченные потолки - из-за неисправной проводки дом горит каждый месяц. Об этом настырно зудят прогнившие трубы. Здесь нет раковин - умываются жильцы над ведерком. Здесь батареи отапливают улицы, а в комнатах люди ходят в куртках. Здесь жить нельзя, но все равно живут 101 человек. Оксана Астапова провела здесь 30 лет. Здесь выросли трое ее детей, которые с первых дней дышат не воздухом, а адской смесью из сырости, плесени и канализационных испарений. Она много раз просила ее отсюда переселить. И власти ей даже предлагали варианты.
«Мне после пожара предлагали общежитие. Но какое общежитие? Примерно такое же, как и наш барак, только комната еще намного меньше. Я отказалась», - говорит Оксана Астапова, жительница дома 1 по ул. К.Маркса.
Первый документ о том, что дом непригоден для проживания, появился на свет еще в 1992 году. Через 16 лет власти вновь подтвердили - дом в аварийном состоянии и включили его в программу расселения до 2010 года. Этот год заканчивается.
«В свое время масштабы ветхого жилья были недооценены. Когда программу начали реализовывать, выяснилось, что аварийных домов гораздо больше, чем предполагалось. Всех переселить не удалось. Вы правы, в таких домах жить нельзя. Но решить вопрос с этим домом - теперь дело моей чести», - заявил Дмитрий Блынский, глава Чапаевска.
Они ждали 18 лет. Им предлагают подождать еще. Может год, может четыре - на столько продлена программа расселения жителей развалин. Городские власти уверяют - в Чапаевске многим обитателям трущоб уже дали новые квартиры. Причем, расселяли дома, которые были еще хуже, чем этот. Хотя кажется, хуже некуда.
Далеко не во всех проемах есть двери. Много комнат здесь просто пустует. Но это совсем не значит, что их обитатели переехали в пристойное жилье - просто эти люди, отчаявшись ждать, начали снимать квартиры. Но и за эти развалины тоже продолжают платить.
Елена Ускова с дочерью зашли забрать компоты и варенье. Их собственная квартира годится только для хранения съестных запасов. Они же давно снимают чужое жилье. Там платят пять тысяч рублей, плюс еще две за родное жилье, давно превратившееся в чулан.
«А как здесь можно жить? Окно закрыть невозможно- все отсырело, целый угол стены отваливается, батареи топят улицу, а платим мы», - сказала Елена Ускова.
В довершение ко всем коммунальным несчастьям дом постигло еще и несчастье бюрократическое. Ему поменяли адрес. Был Пугачева, 7, стал Маркса, 1. Дом никуда не переносили, новую улицу не прокладывали. В довершении ко всему, по Маркса, 1 уже давно расположен мини-рынок. Тогда зачем меняли адрес?
«Многие думают, а, может, по документам нас уже давно снесли, и квартиры дали кому-нибудь из своих. А нас уже нет ни в каких планах и списках», - не исключает жительница дома Ольга Любимова.
Редкий случай - одиночество оказалось не проблемой, а большой радостью. Одиноких жильцов проблемного дома власти наконец пообещали переселить на полтора года в новый дом ветеранов. Но с детьми туда никак нельзя, а значит, все семьи по-прежнему останутся здесь.
| |