|
Культовый режиссер снимет кино о России
- Вы частый гость у нас, почти как свой. Кажется, что у вас особые отношения и с нашим городом, и с нашей страной. Это так?
- Абсолютно так! Меня влечет сюда очень многое, но прежде всего люди. Мне нравится гулять здесь, общаться с людьми, всматриваться в их лица. Когда я смотрю на людей в России или на Украине, я осознаю, что мы все сделаны из одного теста, ведь мы все славяне. Фактически мы один народ, и так странно и приятно от этого осознания.
- Вы постоянно обещаете что-то снять в России, но никак не можете это осуществить. Что мешает?
- Не знаю. (Смеется.) Я очень хочу - это точно. Когда я думаю о том, откуда я черпаю сюжеты и вдохновение, то понимаю, что многое навеяно русской классической литературой, удивительной архитектурой и, конечно, кинематографом. Каждый раз, когда приезжаю сюда, ощущаю, что готов снимать кино, - сюжеты-то вот они, вокруг. Но что-то мешает. Вечная нехватка времени, может быть. Но я постепенно продвигаюсь в своей мечте. Скажу вам по секрету, что я все-таки уже приступил к съемкам, лед тронулся. (Смеется.)
- И что это за история будет?
- Ну, есть у меня такая задумка: Я уже когда-то делал короткометражку с подобным сюжетом, сейчас хочу развить эту тему. Поднять снова достоевские темы. В общем, это история про молодого режиссера, которого нанимает один очень богатый человек, чтобы убить его жену. И перед этим парнем встают такие же дилеммы, как перед Раскольниковым у Достоевского, но только в более современном варианте. В общем, оберну все это в современную обертку. Пока больше ничего не скажу. Остальное - секрет.
- Насколько я знаю, вы когда-то хотели снять свою версию булгаковского «Мастера и Маргариты». Это когда-нибудь будет осуществлено?
- Очень хочу экранизировать «Мастера и Маргариту»! Это действительно моя давняя мечта. У меня даже была такая возможность - и продюсеры нашлись, и деньги, но не возникло взаимопонимания. Я хочу на русском языке этот фильм сделать, а продюсеры говорят: «Нет, давай на английском». У меня в голове не укладывается, как можно не понимать такую простую вещь: мелодика английской речи и это гениальное произведение несовместимы! Я хорошо владею русским языком, так что могу оценить всю глубину этой несовместимости. Я вообще считаю своими учителями Достоевского, Чехова, других русских классиков. Поэтому думаю, что рано или поздно мне представится шанс экранизировать это великое произведение, и сделать это именно на русском языке. Это записано в моем листке желаний и планов.
- Ваш предыдущий фильм про Марадону вышел в 2008 году, а следующий, с Джонни Деппом, - только в 2011-м. Вам нужны такие долгие творческие перерывы?
- Помимо кино в моей жизни есть другие важные для меня вещи - архитектура, строительство. Продолжаю благоустройство своей собственной деревни Кюстендорф. Я сам там все спроектировал и придумал. Сейчас завершаю работу по проведению электричества. Там еще много сил и времени нужно на то, чтобы довести до конца эту идею. А еще есть еще музыка - хочется успевать что-то играть, записывать, ездить с концертами.
- Вы не раз рассказывали о том, что улицы в вашем городке Кюстендорф вы называете в честь знаменитых режиссеров. По улице, названной в честь Никиты Михалкова, часто прогуливаетесь?
- А у меня там нет улицы Никиты Михалкова. У меня там сквер его имени! (Смеется.) Но этот сквер - один из самых любимых в Кюстендорфе. Вообще с удовольствием гуляю по всем улицам и скверам моего городка, потому что называю их сам, и только в честь тех людей, которые серьезно повлияли на меня, на архитектуру моей души, скажем так. Есть улицы Брюса Ли, Ингмара Бергмана, Роберта-Де Ниро, сквер имени Тарковского. Самая любимая и длинная улица - имени Феллини, по которой я очень люблю гулять. А вот улицы Сильвестра Сталлоне, например, в моем городе нет. Все люди, чьими именами я называю улицы и скверы, помогли понять и осмыслить мир с помощью своих фильмов, на их примерах я учился переживать, воспринимать. И, безусловно, Никита - один из них. Я был еще студентом, когда посмотрел его фильм «Раба любви», и он произвел на меня сильнейшее впечатление. До сих пор это один из моих любимых фильмов.
- Как вы выбираете героев для своих историй?
- Главное, чтобы было о чем рассказать. Я могу и документальное кино снять, если есть достойный герой. Вот Марадона, например, - это мой герой. В нем есть некая ломка человеческих ценностей, есть свой сюжет. Он же не только великий футболист, чемпион мира - он еще и человек, который упал на самое дно жизни, принимая наркотики. Это интересно и поучительно. А вот про Дэвида Бекхэма, например, я бы вряд ли нашел что то, о чем можно рассказать зрителю.
- Я слышала, что вы и про Сергея Бубку не прочь снять кино. Это правда?
- Да, я уверен, что это было бы очень занимательно. Мне самому интересно, что заставляет человека каждый раз преодолевать себя, прыгать все выше и выше. И самое главное - как он это делает. В отличие от Марадоны, тут тема - не наркотики, а собственная установка: «Быстрее, выше, сильнее». В какой момент она перестает работать? Я уверен, что Бубка - очень интересный персонаж.
- А актеров для своих фильмов как подбираете?
- Опираюсь на собственную интуицию. У профессиональных актеров есть одна проблема - у них не всегда хватает напора, энергетики. Вообще больше всего люблю работать с животными, с ними гораздо легче. Дело в том, что я очень долго снимаю свои фильмы. Настолько долго, что даже осел начинает хорошо играть. А что уж говорить о людях: А если кроме шуток, чтобы животные играли так, как они играют в моих фильмах, надо на полном серьезе верить, что жизнь - это чудо.
- А вы в это верите?
- Да, я считаю, что жизнь - это счастье. И часто ощущаю себя счастливым, хотя некоторые и говорят, что абсолютно счаст-ливыми могут быть только идиоты. Возможно, я и клинический идиот, но это ни капли не мешает мне жить. Cовершенно не желаю быть политкорректным - смотреть на мир глазами пары-тройки каналов, которые не отличаются ни интеллектуальностью, ни особенным представлением о мире. Cчитаю, что количество прочтенных мною книг, снятых фильмов и передуманных мыслей дает мне право иметь собственное представление об этом мире.
Резюме «Труда»
Эмир Кустурица, режиссер, актер, музыкант
Родился в Сараево в 1954 году.
Учился в Праге на факультете кино и телевидения Академии исполнительских искусств.
Снял картины «Папа в командировке» (1985), «Время цыган» (1988), «Андеграунд» (1995), «Черная кошка», белый кот" (1998), «Марадона» (2008, документальный).
Кто из Западных режиссеров снимал фильмы в России и о России:
Анджей Вайда, «Сибирская леди Макбет» (1961)
Польский режиссер, вдохновленный повестью Лескова и оперой Шостаковича, снял фильм о силе страсти.
Вуди Аллен, «Любовь и смерть» (1975)
Искрометная пародия Аллена на западные экранизации русской литературы, исполненные ненужной патетики.
Питер Гринуэй, «Чемоданы Тульса Люпера: Моабская история» (2003)
Главный герой трилогии, писатель Люпер, побывал во многих тюрьмах, даже в Москве и Сибири.
Режис Варнье, «Восток-Запад» (1999)
Историческая драма о русских эмигрантах и ужасах сталинских времен с Олегом Меньшиковым и Сандрин Боннер в главных ролях.
Премии Европейской киноакадемии за 2010 год
«Призрак», реж. Роман Полански
Политический триллер Романа Полански признан лучшим фильмом года и получил еще пять наград, в том числе за режиссуру и сценарий.
«Ливан», реж. Шмуэль Маоз
Дебютная картин-а израильского режиссера об ужасах Ливанской войны 1982 года удостоилась звания «Открытие года».
«Господин Никто», реж. Жако Ван Дормель
Яркая и многомерная драма бельгийского режиссера с Джаредом Лето в главной роли получила приз зрительских симпатий.
| |