|
Этой осенью в Германии было официально заявлено о том, что мультикультурализм провалился.
Словам Ангелы Меркель предшествовал скандал с книгой видного политика и бывшего члена совета директоров Немецкого федерального банка Тило Сарацина, в которой тот заявил, что мигранты делают Германию глупее. Эта серия событий обнажила полное отсутствие серьезной дискуссии на тему мультикультурализма, о чем в интервью «Росбалту» рассказала преподаватель факультета философии университета Эмори (США) Синтия Уиллетт (Cynthia Willett), под чьей редакцией была издана книга «Теории мультикультурализма: путеводитель по современным дебатам».
- Почему, по вашему мнению, канцлер Ангела Меркель заявила, что мультикультурализм в Германии провалился?
- Я думаю, что здесь наибольшую роль сыграла политическая ситуация в общем, нежели политика мультикультурализма в частности. Несмотря на то, что немецкая экономика справляется с кризисом относительно хорошо, долгосрочные проблемы экономической маргинализации безработных или людей, работающих не по профессии, остаются нерешенными, что, возможно, и спровоцировало раздражение в отношении мигрантов и обострило все проблемы, связанные с ними. Так что заявления Меркель - это политическая риторика, а не смена курса, которого как такового и не было.
Тема мультикультурализма никогда серьезно не обсуждалась в Германии, ни на уровне политиков, ни на уровне ученых. Так, главный философ современной Германии Юрген Хабермас лишь совсем недавно начал высказываться на эту тему и ему еще предстоит поточнее сформулировать свои идеи. Более того, социальные движения в Германии сегодня не настолько сильны, чтобы поддерживать дискуссию на необходимом уровне. Она сегодня ведется внутри политических партий и между ними, то есть исключительно в политической сфере. Это значит, что участие в дискуссии могут принять только те, кто имеет доступ к политике. Турецкая община, например, не имеет такой возможности, потому что в Германии по партийным спискам есть квоты для женщин, но нет квот для турков.
- Согласны ли вы с Ангелой Меркель?
- Я бы не стала говорить о провале, это слишком пессимистично. Несмотря на то, что Германия не была колониальной державой, а значит, не испытала во второй половине XX века нашествия мигрантов из бывших колоний, она все равно сегодня является частью глобальной экономики, для которой характерно слабоконтролируемое перемещение людей. Глядя на мобильность трудового капитала в рамках ЕС, могу сказать, что будет очень грустно, если мульткультурализм действительно не состоится как проект. Более того, в Германии сегодня ощущается нехватка рабочей силы, то есть ей нужно будет все больше и больше работников, которые приедут из Турции или других стран. Нужно осознать эти факты, и я думаю, что рано или поздно Берлин сделает это. К сожалению, сегодня политическая риторика в Германии не отражает то, насколько сильно мультикультурализм нужен этой стране.
- Какую роль сыграли заявления Тило Саррацина, который крайне негативно высказался о мигрантах в своей книге «Германия самоликвидируется»?
- Крайне грустно то, что персона его уровня высказывает взгляды, разжигающие ненависть у населения. Это человек, которого многие воспринимали всерьез, потому что он занимал весьма высокую должность в немецкой банковской сфере. Эта книга вполне могла стать одним из катализаторов заявления Ангелы Меркель (просто потому что она снова вывела данную тему из тени). Как я уже говорила, в Германии нет серьезной дискуссии на эту тему, все заявления сводятся к тому, что мигранты должны учить немецкий язык. Безусловно, язык важен и нужен. Но он не дает группе признания, которого она ищет, и не может быть решением той культурной проблемы, которая стоит сегодня. Книги же, подобные книге Саррацина, заявляющей о том, что мигранты глупее немцев, только подливают масла в огонь, провоцируя политиков на радикальные меры, а мигрантов на радикальные действия.
- Сможет ли немецкое общество, основанное на специфической модели этнического государства-нации, когда-либо стать мультикультурным?
- Немецкое государство было создано с целью объединить различные немецкие группы. Однако сегодня Германии необходимо выйти за эти рамки и разрешить двойное гражданство людям, приехавшим из других государств. Германия должна признать, что в стране живут разные культурные группы, поддержав их на самых разных уровнях, например, интегрировав мультикультурализм в систему школьного образования, для того, чтобы избежать отторжения этих групп со стороны коренного населения и экстремизма со стороны самих мигрантов и их детей.
Я думаю, что немецкое общество может стать мультикультурным, но это произойдет не так быстро, как в других странах. Вспомним, что евреям в Германии приходилось ассимилироваться, они говорили по-немецки, у них были немецкие фамилии. Между немецкими евреями и собственно немцами нет таких культурных отличий, которые наблюдаются, например, между различными этническими группами в США. В США эти группы хотят иметь свою культуру, которая бы отличалась от других групп.
- Не могли ли бы вы сравнить немецкий случай с другими западными странами?
- Наибольший контраст возникает, конечно, с США, которая является нацией, основывающейся на этническом разнообразии и иных гражданских принципах, нежели этническое единство. США - это нация иммигрантов, у которой прекрасное мультикультурное резюме, в котором, однако, есть отрицательный момент: все это результаты того, как страна справилась с ситуацией, сложившейся после отмены рабства. Основные проблемы в США носят экономический характер. В Германии же основной проблемой является необходимость признания мультикультурного ее характера.
США создавались как страна, которая искала, в первую очередь, экономической свободы. Германия же возникла в XIX веке как нация в попытке очертить свои контуры с помощью культурной схожести. Из-за разницы в исторических обстоятельствах после Второй мировой войны Германия возникла как экономически интегрированная нация с недостаточной культурной интеграцией и, как следствие, более слабыми мультикультурными программами. В то время как США стали богатой мультикультурной страной с экономически нестабильной ситуацией, ужасными бесплатными школами и кошмарной тюремной системой.
Хотелось бы отдельно сказать пару слов о последствиях ликвидации рабства, которые имеют огромное значение для американской истории и американской нации. В 60-е годы прошлого столетия афро-американцы возглавили движение за права человека, из него появились так называемые движения Black power, которые требовали признания этнической группы афро-американцев в качестве социальной группы, а также - определенных экономических и политических реформ. За этими движениями последовали другие, в среде афро-американцев возникло коллективное желание добиться мультикультурного признания. Признание в данном случае значит не просто терпимое отношение со стороны других, В первую очередь, это - признание в качестве группы со своим культурным багажом, традициями и инновациями, которые могут внести вклад в «плавильный котел» страны, или, как модно говорить сегодня, - в «рагу Америки».
Афро-американцы являются и африканцами, и американцами, у них, если хотите, двойное культурное гражданство. Но, несмотря на то, что представители разных этносов карабкаются вверх по социальной лестнице и становятся членами среднего класса, большинство членов групп, имеющих социальные идентичности, испытывают серьезные экономические трудности. Плохие школы не оставляются детям из бедных этнических групп другого выбора кроме как работать на низкооплачиваемых работах и жить в бедности, имея в качестве выхода из «экономического гетто» либо торговлю наркотиками, либо тюрьму. Так что здесь тоже есть свои проблемы, но они носят иной характер.
- В чем же отличие Германии от США?
В Германии же в 1960-е годы не было никакой существенной политики идентичности. Реформы фокусировались на рабочих и экономике, а не на политике признания. И до сих пор реформаторы, рассуждая на эту тему, говорят о том, что маргинализированные рабочие не являются частью процветающей культуры. Как будто у культур, отличающихся от немецкой или культур других западных стран, нет никакой ценности. Конечно, традиционные исламские культуры страдают в глазах других из-за того, что в них встречаются такие элементы, как патриархальное отношение к женщинам и даже «убийства чести». Однако то отношение, которое наблюдается сегодня в Германии, приводит к тому, что мультикультурные контакты становятся невозможными. В результате, теряется возможность вместе продвигать общие моральные и культурные ценности. А это влечет за собой негативные последствия для всего общества. И Берлину это нужно осознать.
Беседовала Юлия Нетесова
| |