|
Уровень кинофестиваля определяется по «звездам», особенно иностранным. Первому одесскому фестивалю не повезло с Жераром Депардье и Сильвестром Сталлоне, которых ждали, да не дождались, зато подфартило с двумя голландцами. Актер Рутгер Хауэр и режиссер Йос Стеллинг прибыли в Одессу, провели для учащихся Летней киношколы мастер-классы и ответили специально для Интернет-портала «ПрофиСинема» на пару коротких вопросов.
Рутгер Хауэр, продолжая свою актерскую деятельность (перед приездом в Одессу, он был на съемках картины «The Ride», которые проходили в Будапеште), сконцентрировался на передаче своих знаний молодежи. Он создал компанию «Rutger Hauer FilmFactory», которая регулярно проводит мастер-классы (главным образом, с акцентом на режиссуру) по всему миру. Актер вдохновляет начинающих кинематографистов на съемки малобюджетных фильмов. По мнению Хауэра, современные технологии, позволяющие снимать кино на фотоаппараты и камеры мобильных телефонов, а также Интернет могут открыть всем желающим дорогу в большой кинематограф. Чтобы ступить на нее, нужно только дерзнуть. «Не бойтесь реализовывать свои желания», - говорит голландец, которому удалось покорить Голливуд. Вдохновляя других, актер вдохновляется сам: «Я заряжаюсь энергией, когда вижу, как горят глаза у участников моих мастер-классов».
И действительно, Рутгер Хауэр был чрезвычайно открыт и легко шел на контакт с публикой. Он с юмором относился к глупым вопросам (например, «Каково это - быть легендой?») и организационным недочетам: «Фестиваль проводится в первый раз, и было бы наивно ожидать, что все пройдет идеально. Я и не люблю, когда все идеально».
О нюансах режиссерского ремесла Хауэр рассказал в частной беседе. На вопрос о том, какими качествами, по его мнению, должен обладать режиссер, голландец ответил: «Мужским характером. Женщин это тоже касается. Кстати, о женщинах. Я отнюдь не считаю режиссуру сугубо мужской профессией. Главное - четко знать, что должно получиться на выходе. При этом на съемках фильма нужно отталкиваться не от того, чего у вас нет, но хотелось бы иметь, а от того, что уже есть в наличии». Такой же подход Хауэр советует применять в работе с актерами: «Нужно, чтобы на съемочной площадке люди чувствовали себя комфортно. Если вы уже утвердили актера на роль, доверьтесь ему, скажите: "Я взял тебя - ты все можешь". Актеру, равно как и режиссеру, важно действовать согласно своим инстинктам». Несмотря на это, репетиции, по мнению Хауэра, очень важны: «Когда актер только узнает, что ему предстоит сыграть, у него в голове очень широкое представление о роли. Постепенно, с каждой репетицией, это представление сужается до тоненькой линии, узенькой тропки, которая ведет точно в объектив нацеленной на актера камеры».
Йос Стеллинг - полная противоположность своего земляка. Он снимал и продолжает снимать европейский артхаус. Стеллинг никогда не стремился в Голливуд и не горит желанием преподавать то, что умеет. Зато о кино он может говорить часами. Это стало понятно и на душевном мастер-классе, который он дал на Одесской киностудии, и во время интервью.
«В сценариях обычно прописывается слишком много диалогов, во время которых персонажи чаще всего врут. А вот картинка не врет. Если диалогов в фильме мало, зрители всматриваются в изображение и узнают правдивую историю. Диалоги апеллируют к разуму, а кино, как и музыка, должно обращаться к душе. Искусство должно заполнять пространство между людьми. Чтобы кино получилось хорошим, нужно снимать его не про мужчину и не про женщину, а про пространство между ними - про эмоции, которые они испытывают друг к другу», - сказал Йос Стеллинг.
«Привнести в фильм юмор непросто, но необходимо, потому что он заставляет зрителей раскрыть свои сердца. Юмор - вне правил. Снимая эмоционально насыщенный, напряженный эпизод, нужно сосредоточиться на драме, а потом постараться отнестись к нему не очень серьезно, и юмор потечет рекой», - считает голландский режиссер. «Создание фильма - это создание проблем. Соответственно, качество снимаемого кино зависит от того, как эти проблемы были решены. Нужно не бояться столкнуться с проблемой, пройти через нее, и в конце туннеля обязательно забрезжит свет. Я люблю профессию режиссера за то, что в кино я могу воплощать то, что не в состоянии сделать в жизни. К тому же, каждая новая картина делает меня лучше. Ведь на съемки приглашаются лучший оператор, лучшие актеры, в итоге, команда многому меня учит, и я прыгаю выше головы. Больше всего мне нравится руководить работой камеры. Работа с актерами всегда давалась мне непросто. Двадцать лет назад я просто ненавидел актеров: они получают большую зарплату и ничего не делают: пьют кофе и ждут, когда их позовут, и при этом еще постоянно жалуются. Но однажды актрисе нужно было заплакать в кадре. "Ничего особенного", - думал я. Так и получилось, она красиво заплакала, мы отсняли сцену, я поблагодарил ее и собрался выйти из павильона, когда актриса остановила меня и сказала: "Спасибо, что поблагодарили меня за эти слезы. Ведь я поделилась с вами чем-то очень личным". И тогда я понял, что актерское мастерство не такая уж и простая вещь», - поделился Йос Стеллинг.
В ходе интервью выяснилось, что голландский режиссер не очень любит говорить о деньгах и продюсерские обязанности выполняет без особого энтузиазма. Он рад, что «Девушка и смерть» станет его второй (после «Душки») картиной, снятой в тандеме с российским продюсером Евгением Гиндилисом: «Евгений - мой хороший друг. Он доверяет мне, и я это очень ценю». «Девушка и смерть» - ко-продукция между Россией, Голландией, Бельгией и Германией, в которой, как и в «Душке», сыграет Сергей Маковецкий. Картина должна выйти на экраны летом 2011 года. «Девушка и смерть», по словам Йоса Стеллинга, фильм не о девушке и не о смерти, а «обо всем, что где-то посередине».
Рутгер Хауэр и Йос Стеллинг по-разному смотрят на кинематограф, но одинаково успешно представляют голландское кино в мире. А заодно и на первом Одесском кинофестивале.
| |