|
Может ли Художник с большой буквы, по-настоящему творческий человек, настоящий мастер своего дела обвинить своего партнёра и товарища в преступлении, которого не было? Гений и злодейство: совместимы ли эти вещи? Такие вопросы задает в очередном выпуске передачи «Момент истины» журналист Андрей Караулов, пытаясь разобраться в сути конфликта между скандальным художником Михаилом Шемякиным и известным галеристом Феликсом Комаровым.
Шемякин обратился в правоохранительные органы по факту нарушения его авторских прав. Как считает художник, за его авторством в России продавались работы, к нему - Шемякину - никакого отношения не имевшие. Попросту говоря - подделки. По словам художника, реализацией картин занимается глава нью-йоркской галереи «Russian World Gallery», известный меценат Феликс Комаров. «Мне рассказали, что эти картины продал некий Феликс Комаров. Это не первый раз, когда это имя называется в историях, связанных с появлением подделок, подписанных моим именем», - рассказал «Фонтанке» Шемякин.
Феликс Комаров в свою очередь дал официальный ход своему возмущению, обратившись к российской Фемиде с просьбой защитить его честь и достоинство. В частности, «провести проверку о наличии в действиях Шемякина Михаила Михайловича состава правонарушения по факту распространения им заведомо ложных сведений, порочащих мою честь и достоинство (ст.129 УК РФ), а также по факту заведомо ложного сообщения Шемякиным М.М. в правоохранительные органы о совершении мною преступления (ст.306 УК РФ) и при достаточных основаниях возбудить уголовное дело». Журналист Андрей Караулов провёл собственное расследование, поговорив с главными фигурантами этого конфликта, а также коллегами Михаила Шемякина.
По словам Ф. Комарова, «нельзя подделать того, кто сам ничего не делает». «Шемякин говорит, что он самый известный и самый подделываемый художник. А я добавляю: и самый непродаваемый. Если человек не продается, то в чём же его известность», - говорит он. Галерист рассказывает об истории своих взаимоотношений с Шемякиным, которые в определённой степени стали роковыми и в то же время судьбоносными для бизнесмена.
18 лет назад Комаров оказался в Нью-Йорке и решил приобрести несколько картин для украшения своей квартиры. Посетил и галерею, где продавались картины Шемякина. «Меня поразили цены... от 40 тысяч долларов за одно полотно. Цена показалась мне несуразной и я ушел оттуда», - вспоминает он. Однако некоторое время спустя Комаров встретился с Шемякиным лично и купил у того несколько картин. А несколько месяцев спустя уже сам Шемякин позвонил Комарову и попросил взаймы денег, порядка 32 тысяч долларов для издания каталога для выставки. Как выяснилось позже, отдавать долг художник не собирался, посчитав это спонсорским вкладом в его творчество.
Впрочем, как рассказывает Феликс Комаров, всё это стало в какой-то степени побудительной ниточкой, приведшей его в мир искусства: «к созданию галереи и дальше - к огромной части моей жизни», поясняет он. Он предложил Шемякину совместное дело: «Я сказал: Миша, ты все время хочешь от меня денег, так может быть я могу вместе с тобой сделать что-то такое, что будет интересно нам обоим». Так и возникла идея создания предметов искусства из драгметаллов. Разумеется, что все расходы по созданию и продвижению продукта творческого труда легли на Комарова. Шемякин же, похоже, относился к идеи не слишком серьёзно. Но только до тех пор, пока работы не стали продаваться. Именно тогда он «по-дружбе» предложил Комарову оформить «товарищеский контракт», согласно которому галерист обязался выплачивать гонорар художнику заранее.
Время шло, аппетиты модного художника росли, что в итоге и привело к разрыву и дружеских, и товарищеских отношений. Шемякина особенно возмущало то, что Комаров стал привлекать к работе других художников: оно и понятно, конкуренты были ему не нужны. Одним словом, Шемякин, по всей видимости, не смог снести нанесённого ему оскорбления, и, как только подвернулся случай, ответил. «Шемякин - это человек-скандал», - говорит вице президент московского отделения союза художников Александр Стефанович. По его мнению, по сути дела Шемякин один раз придумал свои знаменитые гофмановские образы и эксплуатирует их всю жизнь.
Писатель Вячеслав Пьецух, комментируя Андрея Караулову эту ситуацию, не может вспомнить ничего похожего из истории русской литературы. Разве что обвинения со стороны Ивана Гончарова к Тургеневу, который якобы украл у него идеи романов. Но, по мнению В. Пьецуха, Гончаров к тому времени был уже совершенно неадекватным человеком, так что ему можно было простить эту маленькую слабость.
Главред журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов считает, что Шемякин раздул этот скандал от безысходности: «Это может быть исход... просто уже нет ничего на душе, сделать что-то невозможно».
Похожего мнения придерживается Эрнст Неизвестный, долгое время сотрудничавший с Комаровым и превосходно знающий Шемякина как личность. Ретранслировавшая по телефону мысли Эрнста его супруга Анна Грэм заявила буквально следующее: «Не повалявши - не поешь. Кого-то надо стравить, натравить. Человеку надо жить по своему и выживать - вот он и выживает. В принципе, это для психиатрии, а не для журналистики».
| |