|
Москва. 7 декабря. FINMARKET.RU - X5 Retail Group после длительных раздумий и переговоров все-таки сделала давно ожидавшийся участниками рынка ход - подписала соглашение о покупке ритейлера «Копейка».
Это приобретение сделает крупнейшего по выручке российского ритейлера еще и лидером по совокупной торговой площади, позволив обойти по этому показателю «Магнит». Увеличение отрыва от главного конкурента обойдется Х5 в 51,5 млрд рублей.
Плата за лидерство
Объявленная сумма сделки - 51,5 млрд рублей ($1,65 млрд) - учитывает чистый долг «Копейки» в 16,5 млрд рублей, сообщается в пресс-релизе Х5. Для финансирования сделки Х5 привлекает в Сбербанке $1 млрд в рублевом эквиваленте. Кроме того, на оплату покупки пойдут средства существующих кредитных линий. Закрыть сделку планируется во второй половине декабря.
Как отмечают аналитики Deutsche Bank, в рамках сделки «Копейка» была оценена в 12,1 по мультипликатору EV/EBITDA за 2010 год, что предполагает дисконт в 10% к стоимости самой Х5 и 5%-ную премию к «Дикси».
Рынок предполагал стоимость сети «Копейка» с учетом долга в диапазоне $1,4-1,9 млрд, следовательно, $1,65 млрд можно считать неплохой ценой, отмечают аналитики «Ренессанс Капитала».
По завершении сделки, по оценке Х5, отношение чистый долг/EBITDA у компании не будет существенно превышать 3, что соответствует целевым коэффициентам и существующим кредитным ковенантам.
В результате, благодаря покупке «Копейки», розничный товарооборот Х5 по проформе, по оценке самой компании, вырастет на 20%, до 360 млрд рублей, показатель EBITDA по проформе - на 16%, до 27,7 млрд рублей (за 12 месяцев на 30 июня 2010 года).
Торговая площадь X5 увеличится на 25%, до 1,4 млн кв. м. тогда как общая торговая площадь «Магнита» на конец октября составляла 1,27 млн кв. м.
Розничная сеть Х5, которая на 30 сентября насчитывала 1,6 тыс. магазинов, увеличится на 700 магазинов формата «мягкий» дискаунтер. Компания укрепит свои позиции в европейской части России, поскольку здесь расположено большинство магазинов «Копейки». Кроме того, число дискаунтеров Х5 в Москве и Московской области увеличится на 75%. При этом после завершения сделки рыночная доля Х5 в Московском регионе составит примерно 13%, что оставляет компании значительный простор для дальнейшего роста (согласно закону о торговле, доля ритейлера на рынке не должна превышать 25%).
Сеть «Копейка» занимает третье место на российском рынке продуктовой розницы среди «мягких» дискаунтеров по объему выручки и числу магазинов. Именно по формату дискаунтеров Х5 демонстрирует лучшую динамику сопоставимых продаж. В течение двух лет X5 ребрендирует дискаунтеры «Копейка» в «Пятерочки», переформатирование большинства магазинов планируется осуществить во второй половине 2011 года и в 2012 году. Некоторые магазины «Копейки», больше соответствующие формату супермаркета, будут переформатированы в «Перекрестки», сообщил менеджмент Х5 на телефонной конференции в понедельник.
Учитывая масштаб и географию сети (которая в целом совпадает с географией присутствия X5), а также формат магазинов «Копейки», это приобретение является логичным шагом для X5, отмечают аналитики «Банка Москвы». X5 сможет получить достаточный синергетический эффект за счет улучшения условий закупок товаров у поставщиков, а также сокращения операционных затрат в довольно короткий промежуток времени после сделки. Однако полная интеграция бизнеса «Копейки» в структуру X5 может потребовать весьма внушительных инвестиций и времени, считают аналитики.
Прогноз результатов Х5 на 2011 год, публикацию которого компания отложила из-за затянувшейся неопределенности с «Копейкой», будет представлен до конца года, сообщил главный исполнительный директор Х5 Лев Хасис на телефонной конференции в понедельник.
А как же Wal-Mart?
Покупка «Копейки» стала третьей крупной M&A сделкой для Х5 Retail Group - ритейлера, сама история которого началась с объединения компаний «Пятерочка» и «Перекресток». В 2008 году Х5 завершила сделку по покупке сети гипермаркетов «Карусель», а в 2009 году - «Патэрсона».
Х5, в отличие от «Магнита», активно пользуется сделками по слияниям и поглощениям для дальнейшего расширения сети, и, по мнению участников рынка, на покупке «Копейки» не остановится.
Впрочем, как заявил главный исполнительный директор Х5 Лев Хасис на телефонной конференции в понедельник, после покупки «Копейки» ритейлер сконцентрируется на органическом росте. Сделка по покупке «Копейки», крупнейшая в истории Х5, вместе с новым фокусом на органический рост, позволит компании удерживать лидирующие позиции на российском рынке ритейла, сказал он.
По информации топ-менеджера крупной торговой сети, Х5 проявляла интерес к покупке ритейлера «Дикси», которого она рассматривала в качестве альтернативы «Копейке». Другой источник в одной из инвесткомпаний полагает, что такая сделка может произойти еще очень нескоро. «Теоретически это имеет смысл для обеих сторон, форматы друг другу подходят, можно серьезно улучшить прибыльность "Дикси". Стратегический смысл для такой сделки есть огромный, однако никаких переговоров не было. До переговоров еще очень далеко: контролирующие акционеры не хотят продавать компанию», - сказал собеседник агентства.
«Наша компания развивается не только органически, но и при помощи приобретений, и мы смотрим на любые сделки, которые создают добавленную стоимость акционерам», - сказал «Интерфаксу» директор по слияниям, приобретениям и развитию бизнеса X5 Retail Group Андрей Гусев. При этом слухи о покупке конкретных компаний в Х5 не комментируют, добавил он.
Консолидация продуктовой розницы в России идет полным ходом, что служит очередным доказательством инвестиционной привлекательности сектора, говорится в обзоре «Ренессанс Капитала».
Пока что X5 Retail - безоговорочный лидер в гонке за звание главного консолидатора отрасли. Не исключено, что в ближайшем будущем конкуренцию X5 составят зарубежные гиганты, однако пока что они проявляют себя на этом поприще очень осторожно.
Так, конкурентом Х5 в борьбе за «Копейку» считался американский Wal-Mart, прихода которого в Россию участники рынка ожидают уже который год. «Wal-Mart в России как Дед Мороз - каждый год приходит», - иронизировал в недавнем интервью газете «Ведомости» основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий.
Стратегия Wal-Mart по выходу на новые рынки предполагает покупку локального игрока, и слухи о переговорах американского гиганта с российскими ритейлерами появляются с завидной регулярностью. Сообщалось о переговорах Wal-Mart с «Лентой», «Седьмым континентом», а интерес американского ритейлера к «Копейке» даже удостоился намека в пресс-релизе X5 о сделке: «О качестве активов сети "Копейка" свидетельствует серьезный интерес к сети со стороны иностранных игроков».
Теперь у Wal-Mart - еще меньше пространства для маневра. После покупки «Копейки» на российском рынке осталось не так много крупных игроков, которые могут рассматриваться в качестве потенциальных объектов для M&A: «Седьмой континент», «Дикси», «Виктория», «Лента» и «О`Кей». Последний совсем недавно провел IPO, что, с одной стороны, не исключает дальнейшей продажи стратегу, но с другой - может свидетельствовать об отсутствии у основных владельцев желания полностью выходить из этого бизнеса.
«Виктория» пока сама выступает в роли покупателя, правда, на региональном уровне: ранее в 2010 году компания заявила о планах развития с помощью сделок M&A, а в августе произошла первая сделка - «Виктория» купила тульскую сеть «Семейная копилка».
Акционеры «Ленты» - американский инвестор Август Мейер и консорциум TPG/ «ВТБ Капитал» - находятся в затяжном конфликте друг с другом, и каждый из них заявляет о том, что продавать свою долю не намерен.
Акционеры «Дикси», по словам осведомленного источника, вариантов продажи бизнеса не рассматривают, напротив, компания сама не исключает покупок.
Остается «Седьмой континент», покупкой которого однажды уже интересовался крупный иностранный ритейлер. По информации газет «Ведомости» и «Коммерсантъ», его основной владелец Александр Занадворнов планирует консолидировать 95% компании и провести squeeze-out. По мнению аналитиков, это может говорить о планах А.Занадворнова продать компанию.
Переговоры о покупке «Седьмого континента» еще в 2009 году вел французский Carrefour. Сделка тогда так и не состоялась: Carrefour открыл в России два гипермаркета, но на этом его скоротечная экспансия и закончилась - вскоре компания объявила о намерении продать российский бизнес. Тем не менее, уходя, французы обещали вернуться в случае возможности приобретения достойного местного игрока, так что компания может предпринять вторую попытку выхода на российский рынок.
Вопрос о приходе Wal-Mart активно прорабатывается, не исключено, что компания захочет купить активы, которые в настоящее время находятся под управлением Сбербанка, рассказал «Интерфаксу» топ-менеджер крупной торговой сети. По его словам, из этих активов может быть создана объединенная компания, покупкой которой может заинтересоваться американский гигант. «Дележка» рынка будет продолжаться ближайшие два-три года", - прогнозирует он.
Перспективный рынок
Российский рынок продуктового ритейла - по-прежнему имеет большой потенциал роста. Его объем по итогам 2009 года составил $223 млрд, при этом доля пяти крупнейших игроков - лишь 11%. Как следует из презентации X5 - это почти в два раза меньше, чем в Турции и в 6-7 раз меньше, чем в Испании, Франции, Германии и Великобритании. Доля «цивилизованных» форматов торговли в России составляет 50% против 80% в других европейских странах.
Крупнейшая по доходам компания - X5 Retail - занимает лишь 4,4% рынка. Выручка X5 в 2009 году составила 276,5 млрд рублей, «Магнита» - 170 млрд рублей. Вторую и третью строчку занимают иностранные игроки - Auchan и Metro - соответственно, около 160 млрд и 120 млрд рублей. Выручка сети «О'Кей» в прошлом году составила 68 млрд рублей.
| |