|
Музей изобразительных искусств имени Пушкина приготовил к новогодним каникулам выставку детских портретов - от эпохи Возрождения до современности.
Полторы сотни картин, в числе которых работы Рубенса, Боттичелли, Гойи и Ренуара собраны в самых престижных музеях Европы. Дети на картинах, в музейных залах и в головах современных художников. Как выяснил корреспондент «Вести ФМ» Павел Гайков, детство - это вообще очень серьезно.
Посетители Пушкинского музея из года в год становятся все моложе. Если раньше самой популярной аудиторией здесь были школьные группы, то сегодня средний возраст посетителя приближается уже к дошкольному. И специально для этой публики накануне праздников и долгих каникул куратор Александра Данилова представляет выставку «Детство. Отрочество. Юность»:
«Дети как участники мифологических и исторических событий. Тема семьи и счастливого детства и антитезу ей - тяготы, которые выпадают на долю ребенка».
С одной стороны - благоденствующие дети-ангелы, аристократические отпрыски с парадных портретов XVII-XVIII веков, с другой - маленькие нищие, вынужденные голодать и просить милостыню на полотнах реалистов XIX века. Настоящий детский хоррор - дети английского короля Эдуарда, заточённые в Тауэр и обречённые на смерть, на картине французского академиста Поля Делароша. А неподалеку - дети казненного короля Карла I, картина кисти Ван Дейка, одна из самых старинных на выставке:
«Здесь вот будущий Карл II, и написана эта картины была тогда, когда Ван Дейк работал при дворе английского короля, был английским придворных мастером, и, как мы знаем, это пребывание в Англии очень сильно повлияло на английскую школу живописи».
Рубенс, Боттичелли, Гойя, Ренуар из лучших европейских музеев - мадридского Прадо, Парижского Орсэ, Тэйт и Национальной картинной галереи Лондона, из Третьяковки и Эрмитажа. И не только живопись. Последние два столетия представлены еще и фотографией. Например, можно увидеть снимки, сделанные Льюисом Кэрроллом, создателем «Алисы в стране чудес». Это большая редкость: снимки редко вывозят за пределы Британии. Большая их часть хранится либо в частных коллекциях, либо в архиве университета Оксфорда, и тот со своими хрупкими старинными фотографиями не расстается. К счастью, удалось найти 4 карточки в английском Национальном медиа музее Брэдфорда. Руководитель отдела фотографии Ольга Аверьянова показывает самый ценный кадр - три девочки, сестры Лидделл, и справа - Элисс - прототип той самой сказочной Алисы. Для неё Кэрролл и придумывал свои сказки:
«Одна из его тем - поиск вечной женственности в образе юной девы. Это популярная тема в искусстве прерафаэлитов. Кэрролл хорошо знал фотографов и художников этого круга и тоже искал трогательное девичество в образах дочек его друзей».
И в продолжение темы Алисы - рядом несколько необычных работ современного русско-испанского фотографа Владимира Клавихо-Телепнёва. XX век вообще сильно обогатил детскую тему. Художники, увлекшись идеей непредвзятости сознания ребенка, стали создавать авангардные картины на основе детских рисунков. Они-то знали, что у детей есть чему поучиться. И в Пушкинском музее этим можно будет заниматься до середины февраля.
| |