|
Следственный комитет России продолжает расследование аварийной посадки пассажирского Ту-154 в «Домодедово», в результате которой два человека погибли и 83 получили ранения. Причину, по которой у лайнера отказали двигатели, официально пока никто не назвал, хотя версий выдвигается масса.
«Известия» провели собственное расследование и выяснили, что двигатели Ту-154 работают уже 18 лет. Хотя по техрегламенту они должны быть заменены не позже чем через 12 лет. Теоретически такое нарушение правил эксплуатации самолета могло стать причиной отказа двигателей.
Через двое суток после аварии достоверно известно только одно: двигатели на Ту-154 заглохли из-за проблем с подачей топлива.
Произведены считывание и первичная расшифровка бортовых - эксплуатационного и аварийного - регистраторов полетной параметрической информации, - сказал «Известиям» официальный представитель Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов. - Установлено, что примерно в 14:16, после набора около 6500 метров, начали регистрироваться колебания в подаче топлива всех трех двигателей.
Все включено
Но из-за чего возникли проблемы с подачей топлива? Сразу после происшествия появилась версия о том, что пилоты забыли включить топливный насос.
- Действительно, у Ту-154 такая проблема существует, - рассказал «Известиям» глава КБ Туполева Валерий Солозобов. - Перед тем как завести двигатели, бортинженер обязан включить насос подкачки топлива и доложить об этом командиру. Если он не включил и не доложил, это строжайшее нарушение требований, которые расписаны в регламенте. По-моему, там все было включено. Но точно об этом можно будет сказать только после расшифровки звукового самописца.
«Известиям» удалось поговорить с бортинженером Ту-154 Владимиром Щетининым, который сейчас находится в больнице. Он однозначно утверждает, что все системы включил.
- Как и положено, во время предполетной подготовки я включил насос подкачки топлива и доложил об этом командиру, - рассказал «Известиям» Владимир Щетинин. - Если бы я не включил насос, двигатель просто не завелся бы. Все «тушки» сейчас переведены на автоматическое включение насосов подкачки топлива. Взлетели мы благополучно. Но на высоте 7800 метров резко упало давление топлива. Заглохли два двигателя. Вырубилось электрооборудование. Затем при снижении заглох и третий двигатель. Но ближе к земле один из двигателей снова заработал. Правда, с перебоями. Это позволило мне на высоте 3000 метров запустить вспомогательную силовую установку, которая восстановила энергосистему самолета. Благодаря этому мы сели.
Незамерзайка
В понедельник была широко распространена сенсационная новость. Магомед Шамалов, который также находится в больнице, заявил следователям, что двигатели самолета отказали из-за халатности сотрудников аэропорта «Внуково», готовивших лайнер к полету.
- Я почти на 100 процентов уверен в том, что в топливо для двигателей забыли залить «Арктик», это что-то вроде автомобильной незамерзайки, - сказал Шамалов.
Именно поэтому, по мнению пилота, топливо замерзло и не стало поступать в двигатели. Вот почему они один за другим вышли из строя.
За разъяснениями мы обратились в аэропорт «Внуково». Там подтвердили, что за час до вылета они заправили в этот самолет 18,4 тонны топлива.
- В субботу кроме этого самолета из той же топливной машины мы заправили еще самолет компании «ЮТэйр», который вылетел в Сургут и там благополучно приземлился, - рассказала «Известиям» официальный представитель аэропорта «Внуково» Елена Крылова. - Специалистами уже произведено исследование топлива в обоих самолетах. К качеству топлива претензий нет. Поясним, что такой ситуации с замерзанием топлива в принципе быть не может. Машина-заправщик автоматически добавляет в топливо специальную противоводокристаллизационную жидкость-присадку (ПВКЖ). Что касается «Арктика», про который упомянул пилот, этой жидкостью раньше поливали корпус самолета, чтобы он не леденел. Сейчас уже обливают «Октофло». В топливо эти жидкости добавлять смертельно. Заявив это, пилот просто выставил себя на посмешище.
18 лет без замены
Сейчас следственные органы наряду с версией плохого топлива проверяют и версию, связанную с ремонтом самолета. И разгадка субботней катастрофы может быть именно в этом. Не секрет, что небольшие авиакомпании зачастую экономят на ремонте, выжимая из машин все до последнего. Не исключено, что так было и в случае с «Авиалиниями Дагестана». А ведь известно, что чем старше самолет, тем больше вложений он требует.
Совершившему жесткую посадку Ту-154 18 лет. Он эксплуатировался сначала в Казахстане, затем в Болгарии. В прошлом году его приобрела авиакомпания «Авиалинии Дагестана».
- Я сейчас не могу сказать, в каком состоянии был этот самолет, - рассказывает «Известиям» Александр Новиков, директор по производству внуковского авиазавода N 400, где Ту-154 проходил капитальный ремонт в ноябре 2009 года. - Всю документацию на этот самолет изъяло следствие. Но я точно знаю, что это был первый капитальный ремонт данного Ту-154. Дело в том, что за границей самолеты не проходят капремонта. У них только техническое обслуживание. А по нашему авиагосту самолету, налетавшему 5 тысяч часов, положен капремонт с полной заменой двигателей. Если даже самолет не налетал 5 тысяч часов, двигатели необходимо менять через 12 лет. А этому борту было тогда 17 лет, и двигатели не менялись.
По словам Александра Новикова, он не помнит, какие точно работы проводились на этом «Ту». Делали то, что пожелали заказчики. Чтобы узнать, была ли замена двигателей, мы обратились в саму компанию.
- Нет, во время капремонта в прошлом году на авиационном заводе двигатели не менялись, - сказал «Известиям» заместитель гендиректора авиакомпании «Авиалинии Дагестана» Абдулла Ангутаев. - Восстанавливался только фюзеляж.
Добавить, как говорится, нечего.
Насос или щиток
Но возникает вопрос, почему двигатели. даже сильно изношенные, вышли из строя одновременно. И при чем здесь подача топлива? Не исключено, что из строя вышел какой-то общий на все три двигателя агрегат, который также не менялся в процессе капитального ремонта.
Как пояснил «Известиям» заслуженный летчик России Владимир Герасимов, таким агрегатом может быть насос, закачивающий топливо из бака в расходный бак. На Ту-154 расходный бак один на три двигателя, и топливо из него подается в каждый двигатель по собственной системе.
Насос же, качающий керосин из цистерн в расходный бак, один. И, судя по словам Абдуллы Ангутаева, он тоже не менялся год назад.
- Если насос перестанет качать в него топливо, то все двигатели друг за другом перестают работать, - сказал «Известиям» Владимир Герасимов. - Получается, что самолет взлетел на том топливе, что было в расходном баке, а когда выбрал его, двигатели заглохли. Почему заглохли с разницей в несколько минут? Потому что к двигателям ведут трубы разной длины, и где-то топлива осталось чуть больше.
По мнению Владимира Герасимова, из строя мог выйти не сам топливный насос, а система его включения (он действительно включается вручную).
- Думаю, дело в щитке, который включает насос, - говорит Герасимов. - Он очень несовершенен. Именно из-за сбоя работы щитка не включались насосы, и произошло семь аварий на Ту-154, одна из которых закончилась катастрофой.
* * *
Отец штурмана Мансур Кимпаев: За сына мне не стыдно
«Известия» дозвонились до начальника штаба летной службы аэропорта Махачкала Мансура Кимпаева. Его сын Марат был штурманом разбившегося самолета и сейчас находится в одной из московских больниц. - Экипаж действовал слаженно, грамотно и очень четко, - рассказал «Известиям» начальник штаба летной службы аэропорта Махачкала Мансур Кимпаев, -. Так что моя оценка их летного мастерства очень высокая. Я только вернулся с места происшествия и могу засвидетельствовать - они избежали огромного количества жертв. Только-только мы закончили перевозить мусульман из хаджа. Это сотни часов в воздухе. Замечаний к пилотам не было.
- Как себя чувствует Марат?
- Он в реанимации, к нему не пускают. У него сильно повреждена ступня левой ноги. Колено, ребра. Но внутренности и голова - нормально. За сына мне не стыдно. Он окончил то же училище, что и я. Переучился на штурмана. Давно летает. Имеет достаточный опыт.
Юрий Снегирёв
| |