|
Определена основная версия недавней аварии ракетоносителя «Протон-М».
Комиссия, расследующая причины этого ЧП, рассматривает в качестве наиболее вероятной версии превышение массы космической головной части.
Предполагается, что в разгонный блок на космодроме «Байконур» залили топлива на тонну больше, чем было надо. Это хорошо объясняет имеющуюся у специалистов телеметрическую информацию, согласно которой к моменту отделения разгонного блока со спутниками ГЛОНАСС-М скорость полета ракетоносителя была меньше расчетной примерно на 100 метров в секунду.
Обсудим это прямо сейчас с главным редактором журнала «Национальная оборона», членом Общественного совета при Министерстве обороны Игорем Коротченко, он на прямой связи со студией «Вестей ФМ».
«Вести ФМ»: Игорь Юрьевич, добрый день! Как вообще такое возможно? Ведь по идее все должно быть до автоматизма отработано уже! Или все-таки нет, возможны какие-то ошибки?
Коротченко: Ну, во-первых, сегодня любые версии надо рассматривать с точки зрения того, что это не более чем версии, потому что окончательный вывод сделает государственная комиссия. Как было анонсировано, в ее состав войдут не ангажированные люди, которые не имеют отношения непосредственно к предприятиям-изготовителям всех составных частей ракетного комплекса и спутников ГЛОНАСС. Поэтому надо дождаться объективной картины расследования. И вместе с тем я не исключаю, что такая версия действительно может иметь право на существование, учитывая, что в последнее время мы являемся свидетелями целого ряда досадных сбоев в работе системы Роскосмоса, в результате чего наносится не только огромный материальный ущерб нашей экономике, но и наносится ущерб престижу страны как великой космической державы. Потому что надо понимать, что подобного рода инциденты, безусловно, - это пятно на космической репутации России.
«Вести ФМ»: Ну, тогда возникает вопрос, кто может быть виноват в такой ситуации?
Коротченко: Вы знаете, ну, кто может виноват? Виноваты всегда люди, потому что в основе таких ЧП, как правило, лежит человеческий фактор. Мы помним, когда везутся ракеты на космодром, происходят столкновения, повреждения, спутники не выходят на орбиту, ракетоносители взрываются. То есть необходимо комплексно разбираться, почему такая ситуация имеет место в отрасли. А вместе с тем, конечно, надо понимать, что тяжелая ситуация в промышленности, которая у нас была в 90-е годы, продолжает сказываться в том числе и на системе предприятий Роскосмоса. Однако в условиях, когда сегодня на космическую деятельность государство выделяет миллиарды, пора бы уже и ужесточить спрос. Очевидно, что к этой ситуации надо подключать не только государственную комиссию, но и органы Федеральной службы безопасности, которая отвечает за контрразведывательное обеспечение соответствующих объектов промышленности.
«Вести ФМ»: Ну, вот в данном случае, если принимать эту версию, что действительно залили топлива больше, чем надо было, то здесь что, ошибка в расчетах какая-то получается, или уже на последнем этапе, уже те, кто заливал это топливо, как-то ошиблись?
Коротченко: Ну, вы знаете, я с трудом могу себе представить, как можно залить топлива на тонну больше, учитывая то, что у нас разгонный блок, в принципе, ну, скажем, достаточно компактное устройство. Поэтому здесь может быть и ошибка в математике, это тоже не надо исключать. Мы имели уже прежде, скажем, такие вот ситуации, когда спутник не выводился на орбиту благодаря тому, что импульс, который задается разгонным блоком, время работы, скажем, соответствующего ракетного двигателя, было не выполнен в соответствии с расчетными нормами. А в данном случае, я думаю, это халатность. Человеческая халатность, отсутствие должного контроля за основными операциями, проводимыми на космодроме, что в конечном счете и привело к такому печальному результату.
Комментарий Игоря Коротченко относительно аварии «Протон-М» слушайте в аудиофайле
| |