|
Сеанса магии с последующим разоблачением не получилось. Обе картины - и «Клуб счастья» Игоря Каленова, и «Зайцев, жги! История шоумена» Антона Барщевского - стали невольным гимном шоу-бизу в самых разных его ипостасях
«Клуб счастья» - фильм про совсем молодую девушку, мечтающую танцевать на сцене, причем отнюдь не в классическом балете. «Зайцев, жги!» (рабочее название «Конферансье») - про сорокалетнего шоумена и телеведущего, популярного не менее, чем Ургант со Светлаковым, вместе взятые.
Героиня «Клуба» Катя (в этой роли - «Миссис мира-2006» Софья Ская, урожденная Аржаковская), учительница в провинциальной хореографической школе, приезжает в Петербург в надежде пройти кастинг на роль в мюзикле. Но, поскольку пионерское выражение «всегдаготовности» на ее лице в секунду может смениться на возмущенное «интим не предлагать!», шансов получить роль у нее немного. Зато по счастливой, с точки зрения авторов, случайности она устраивается барменшей в элитный ночной клуб на Петроградской стороне. Но грезы о сцене не оставляет - пусть это даже будет клубная сцена в танцевальном шоу. Тут на пути героини встают интриги завистниц и тупое равнодушие законодателей местной артистической моды...
По ходу действия в фильме появляются: вертлявый и циничный менеджер клуба (Андрей Носков), влюбленный в Катю молодой человек (Алексей Бардуков), Катин папа - гениальный, но до поры не признанный архитектор (Сергей Мигицко), Катина мама, как выясняется впоследствии, - миллионерша (Алика Смехова - единственная действительно сыгранная роль в фильме), а также ряд так называемых «медийных лиц», без которых не обходится ни одна уважающая себя кинематографическая вампука.
Юрий Гальцев изображает страдающего синдромом Дауна владельца ночного клуба. Анастасия Задорожная - завистницу и интриганку. Владимир Кристовский - человека, который много лет назад создал шлягер про девушку Прасковью из Подмосковья, а потом в силу сложных психологических комплексов оставил сцену. Теперь он работает кладовщиком все в том же клубе и мечтает снова выйти с гитарой к толпам поклонниц. Еще есть Анна Семенович, которая играет саму себя или пародию на саму себя, что в данном случае примерно одно и то же.
23-летняя София Ская очень хороша собой, и в Америке, где она снялась в нескольких фильмах, ей наверняка не раз говорили о ее сходстве с Энн Хэтэуэй. Но поверить - в режиссуре Игоря Каленова, во всяком случае, - что это подающая надежды драматическая актриса, чрезвычайно сложно.
Владимиру Кристовскому впредь все-таки стоит избегать соблазна изображать кладовщиков. Петь у него получается явно лучше, чем говорить. Об Алексее Бардукове трудно сказать что-либо определенное, кроме того, что он выглядит чрезвычайно юным и произносит текст, который тут же хочется загнать обратно в компьютер и нажать delete.
Cправедливости ради стоит заметить, что, окажись на месте исполнителей главных ролей настоящая Энн Хэтэуэй в компании Роберта Паттинсона и Джонни Деппа, картина вряд ли получилась бы более убедительной. Авторы вроде бы пытаются объяснить, что не в деньгах счастье, а блеск шоу-бизнеса фальшив, но постоянно проговариваются. И в результате выходит, что ради одного этого блеска и стоит жить, а счастливая развязка могла бы оказаться весьма проблематичной, не выкатись в финале, как рояль из кустов, мамаша-миллионерша.
Режиссер фильма Игорь Каленов в профессиональных кругах куда более известен как продюсер. Работал с Муратовой, Рогожкиным, Сокуровым, Юфитом, а, пересев в режиссерское кресло, залудил (не без участия государственных денег) историю про клуб, в котором счастье.
Почему такое произошло, бог весть. Хотя после прослушивания песни про Зайцева, исполненной режиссером Антоном Барщевским, одна версия все же напрашивается. Этому самому Зайцеву (Валерий Закутский), к сорока годам изрядно подуставшему от буйной шоуменской жизни, приятель-биолог (Марат Башаров) ввел в мозг средство для повышения работоспособности. Из-за побочного эффекта оно оказалось сродни вакцине правды, и герой помимо воли начал говорить то, что думает. Нечто подобное, видимо, случилось и с Каленовым, обнажив простейшую комбинацию: Сокуров и Муратова нужны для статуса, а гимн клубной жизни - это песня души.
Для автора «Тяжелого песка» и документальной картины о Холокосте Антона Барщевского «Зайцев, жги!» стал последней работой. Режиссер полгода не дожил до премьеры, доделывали картину другие люди, и критические замечания в ее адрес в такой ситуации выглядят неэтично. Но про одну вещь все-таки нельзя не сказать: фильм пытается стать высказыванием на тему пошлости, верхоглядства, косноязычия телевизионной попсы, а получается ничуть не менее пошло, чем «в ящике».
Чего стоят хотя бы романтические сцены (возлюбленную Зайцева играет Марина Александрова, благородного соперника в борьбе за ее сердце и крупного бизнесмена - загадочный, как всегда, Константин Лавроненко). Все эти наплывы, кружения, взмахи рук, порхания шелковых простыней, блеск бриллиантов - готовый клип под рекламу очередного «райского наслаждения». Видимо, российский шоу-бизнес чем-то сродни радиации. Приближаться на слишком близкое расстояние не стоит - независимо от намерений.
| |