|
В Государственном историческом музее открылась выставка русского миниатюрного портрета: аристократы, военные деятели, цари. Портрет каждого - на нескольких сантиметрах. Всего на выставке - около 170 работ из частного фонда Sepherot, который находится в Лихтенштейне и занимается исключительно русским искусством.
Иван Голицын - прямой потомок знаменитого княжеского рода. Для него эта выставка - словно утерянная из семейного альбома страница. Некоторых предков он увидел впервые.
«Я - прямой потомок по женской линии Акинфа Никитича Демидова. Моя семья произошла от его сына - Прокофия Акинфовича, который был знаменитым меценатом», - говорит Иван Голицын, потомок князей Голицыных, рассматривая миниатюру Акинфия Никитича Демидова, которая вмонтирована в золотую табакерку.
Аристократы, военные деятели, цари. Портрет каждого - на нескольких сантиметрах. Миниатюрное искусство из Западной Европы в Россию привез Петр I, и сам же стал первым натурщиком. Начало 1700-х: изображение царя, украшенное алмазами, служило наградным медальоном.
«Это - работа неизвестного художника. Видимо, кого-то из эмальеров Оружейной палаты, - говорит автор каталога "История России в портретах", искусствовед Сергей Подстаницкий. - Этими знаками награждались приближенные Петра I, иностранные дипломаты, иностранные полководцы».
«Императрица Анна Иоанновна» неизвестного художника. Рядом - «Екатерина Великая» в дорожном костюме кисти русского эмальера Петра Жаркова; «Александр II» в генеральском мундире - начало 1880-х, живописец Александр Вегнер.
На выставке - около 170 работ. Все принадлежат частному фонду Sepherot, который находится в Лихтенштейне и занимается исключительно русским искусством.
«Это вещи, собранные за границей, собранные по собраниям иностранным, русским эмигрантским собраниям, которые, наверное, никогда, не будучи в этом фонде, не увидели бы Россию», - говорит Анастасия Дегтярева, представитель фонда Sepherot в России
Миниатюрные портреты писали не только на эмали, но и на слоновой кости. Последняя пользовалась огромной популярностью - лица на ней получались более точными, почти живыми.
«Цвет слоновой кости очень близок по тону к цвету человеческой кожи, поэтому лучшие мастера умели оставлять какие-то кусочки слоновой кости незаписанной или слегка только перекрывать ее пунктиром, что создавало такой эффект близости к человеческому телу», - объясняет куратор выставки «Русская портретная миниатюра» Людмила Руднева.
Миниатюры на кости требуют особых условий хранения: только искусственное освещение и комнатная температура. Эмаль в этом смысле не привередлива. Есть только один нюанс - слишком хрупкая.
| |