|
История The Doors без прикрас. Рецензия FashionTime.
The Doors. When You're Strange / When You're Strange ★★★★☆ Режиссер: Тома Ди Чилло (Tom DiCillo) Документальный
Пустыню рассекает машина, за рулем - красивый бородатый мужчина, по радио передают сводку последних известий: сегодня в своей парижской квартире умер 27-летний поэт и певец Джеймс Дуглас Моррисон из рок-группы The Doors. Мужчина - он тоже Джеймс и тоже Моррисон - делает радио погромче и жмет на газ. Следующие 80 минут должны рассказать, зачем он родился, почему умер - и могла ли звезда The Doors вспыхнуть раньше или позже, чем во второй половине 60-х.
Документальный фильм ДиЧилло, служившего оператором у Джармуша и открывавшего миру Брэда Питта (Brad Pitt) в «Джонни Замше», рекламировался как авторизованная ныне здравствующими музыкантами The Doors и хотя бы поэтому альтернативная небезызвестной картине Оливера Стоуна (Oliver Stone) история группы. Тем, кому мало было слогана «правдивая история The Doors», предъявлялся аргумент в лице штатного голливудского рок-н-ролльщика Джонни Деппа (Johnny Depp), читающего закадровый текст. Ну а поклонников группы, которым мало дела до Деппа, привлекало включение в «When You’re Strange» фрагментов фильма, снятого в пустыне Мохаве Джимом Моррисоном (Jim Morrison).
Угождая всем понемножку, фильм ДиЧилло, с одной стороны, очень традиционный и совсем бесконфликтный, а, с другой, выбирает настолько верную интонацию и ритм, что не придерешься. У «When You’re Strange» интересная завязка, эффектная - под раскаты «The End», куда без нее - кульминация и красивая концовка. Здесь практически нет архивных интервью и вообще прямой речи, зато много, очень много хороших, выдающихся и великих песен, от «Moonlight Drive» до «The Crystal Ship», от «Light My Fire» до «Riders on the Storm».
Вопреки заведенной в жанре рокьюментари идиотской традиции, песни здесь не обрываются на середине и не заменяют монтаж, более того - историю группы и ее мятежного красавца фронтмена музыка The Doors рассказывает даже лучше Деппа. Да, закадровый текст можно было написать и получше (все, кроме финала, напоминает средней информативности статью из «Википедии»), а акценты расставить поточнее (у Стоуна с его «излишней драматизацией событий» это выходило виртуозно). Но запоминается не это, а пьяные ужимки Моррисона и его же шаманство на сцене, фотопортрет эпохи и рекламная растяжка над бульваром Сансет.
Врезается в память и всегда впечатлявшая меня статистика, согласно которой каждый год своего слушателя находит очередной миллион (!) копий записей The Doors. И делаемый автором элементарный, но бесспорный вывод: «you can’t burn out if you aren’t on fire». Впрочем, приблизительно о том же снимал в свое время и Стоун.
| |