|
В Минфине не могут расстаться с идеей повысить пенсионный возраст. К вопросу нужно вернуться в будущем году, заявил замминистра финансов Сергей Шаталов.
Ведомство сильно рискует политически, ведь первые лица страны давно успокоили граждан: «работать до гроба» не придется, вопрос закрыт. Но в Минфине думают, что другого способа ликвидировать дефицит Пенсионного фонда не существует. Шаталов оценивает его в 1,1 триллиона рублей. Если «упадет» ПФР (по расчетам это может случиться в 2020 году), пенсий не будет вообще ни у кого. Впрочем, опрошенные «Известиями» эксперты считают, что финансовое ведомство сгущает краски. Деньгами Пенсионного фонда нужно лучше управлять, вот и не будет он «таять».
Казалось, вопрос о повышении пенсионного возраста окончательно закрыт. Но не тут-то было: Шаталов дал понять, что Кудрина не устрашили протесты общественности (в Москве, например, в разгар дискуссии плакаты, ругающие главного финансиста страны, висели возле многих станций метро, там же собирали подписи против пенсионной реформы по Кудрину). Сегодня в России мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины - в 55. Кудрин предлагал отправлять мужчин на покой где-то в 62 года, а пенсионный возраст для женщин «приблизить к 60 годам».
Свою реформу Кудрин предлагал делать постепенно, за 6-7 лет. По сути, то же самое заявляет теперь, когда, казалось, все копья сломаны, и Шаталов. В следующем году, рассказал он, ничего в пенсионной системе не поменяется (кроме тех популярных решений, например, о росте пенсии, которые приняли политики), но дискуссию о пенсионном возрасте имеет смысл начать вновь. К новым срокам Шаталов предложил переходить постепенно, например, повышая пенсионный возраст на полгода за год. Скажем, сегодня мужчина прощается с коллегами в 60 лет, через год - в 60,5 года. При этом Минфин намерен изучать, как на это реагирует экономика.
- Надо будет смотреть, каким образом экономика, бизнес, предприниматели реагируют на принятые решения, как будет осуществляться администрирование, насколько государство сможет реализовать поставленные задачи, насколько бизнес будет адекватно реагировать, сколько доходов будут получать фонды, - заявил Шаталов.
Неужели другого выхода нет? С учетом низкой продолжительности жизни в России многим гарантирована «смерть на работе», говорят противники новации. В особую ситуацию попадают и сами чиновники. Президент России только что подписал указ, по которому на госслужбе нельзя находиться после 60 лет. Если в 60 лет чиновник не сможет выйти на пенсию, чем он будет заниматься еще 2-3 года?
Лучше бы подумали над тем, как грамотно управлять деньгами Пенсионного фонда, говорит член Индексного комитета ММВБ Сергей Суверов.
- Возможно, сейчас его средствами распоряжаются слишком консервативно, и он растет медленнее инфляции, - отметил Суверов. - Кризис закончился, вполне можно отдавать часть средств на фондовый рынок, и даже на венчурные проекты - те, где более-менее ясна отдача.
Попытки влить пенсионные деньги в экономику предпринимались в середине «нулевых», но разговоры так ими и остались.
Вопрос стоит на самом деле несколько шире: откуда вообще брать деньги для пополнения бюджета, говорит Александр Осин из компании «Финам».
- За двадцать лет реформ стало ясно, что в несырьевой сектор экономики России никто не инвестирует, - сказал он. - Без инвестиций бюджет, и Пенсионный фонд вместе с ним, будет таять даже при росте цен на нефть.
Но все можно исправить, если грамотно использовать новые возможности на стыке экономики и геополитики: Таможенный союз, Единое экономическое пространство, уверен эксперт. Пока эти проекты, к сожалению, остаются, скорее, политическими, чем хозяйственными.
| |