|
На первом месте - китайцы из Шанхая
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подвела итоги четвертого глобального рейтинга школьного образования PISA-2009. Главной сенсацией стало то, что в рейтинге с большим отрывом лидируют новички - школьники Шанхая (КНР).
Шанхай, как и традиционные «отличники» рейтинга Финляндия, Южная Корея и Гонконг, лидирует и по равномерности результатов. Канада и Япония показывают одни из лучших результатов в G7, из прочих стран Польша демонстрирует значительные успехи. Великобритания пока показывает регресс, несмотря на солидные расходы на образование в нулевых.
Что касается России, то в этом году страна находится на 40-43-м месте рейтинга PISA в зависимости от предметного тестированя. В общем же рейтинге Россия - на 41-м месте. В предыдущем цикле тестирования, PISA-2006, Россия находилась несколькими строчками выше, на 32-37 месте. Ранее результаты были лучше: в 2003 году - 20-30 места по разным дисциплинам, в 2000 году - 21-25 места.
Коллеги по СНГ также не блещут уровнем школьного образования: Казахстан занял 57-е место из 65, а Киргизия стала последней в рейтинге. Как говорят эксперты рейтинга, разрыв между лидером и аутсайдером рейтинга - Китаем и Кыргызстаном - составляет примерно 6 лет школьного обучения. Из стран бывшего СССР наилучшие результаты оказались у школьников Эстонии - они как в целом, так и по результатам тестов почти по всем предметам (математика, чтение, и т.д.) находятся в первой десятке стран мира. Выше России по уровню знаний - и школьники Латвии.
Отметим, что Китай впервые участвовал в международном стандартизированном тестировании. Школьники из Шанхая, одного из наиболее развитых городов КНР, удивили экспертов тем, что превзошли соперников из десятков других стран в чтении, как и в математике и точных науках - об этом свидетельствуют результаты тестов.
Американские и европейские специалисты, участвовавшие в организации теста в 65 странах, признали, что Шанхай - 20-миллионный мегаполис с прекрасными университетами - не может считаться «зеркалом» КНР в целом.
Для тестирования в Шанхае были выбраны 5100 15-летних школьников как репрезентативная выборка по городу. В США в тесте участвовали примерно столько же человек, но со всей страны.
Кроме того, эксперты отмечают очевидную трудность использования стандартизированного теста для сравнения стран и городов очень разного размера. Но даже с учетом всего этого результаты шанхайцев выглядят впечатляюще - это еще одно доказательство быстрой модернизации КНР.
Возможно, в результатах теста также отразилась культура образования. В том числе то, что подготовке учителей уделяется огромное внимание, а также то, что большая часть времени уделяется собственно учебе, а не побочным дисциплинам вроде физкультуры.
«Да, я, в общем, потрясен, это как со Спутником», - заявил Честер Финн, который работал при Рейгане инспектором Департамента образования. Он посетил множество школ в Китае и говорит: «Зная, как в Китае умеют добиваться своих целей, я не удивлюсь, если в 2019 году шанхайский результат будет достигнут в 10 городах, а в 2029 - в полусотне».
«Для нас это тревожный звонок, - признает министр образования США Эрн Дункан в интервью New York Times в понедельник. - Я знаю, скептики будут оспаривать результаты, но мы считаем, что они неплохо отражают реальность и достаточно надежны. Это для нас вызов, повод к совершенствованию. Результат США - 23-й или 24-й по большинству дисциплин. Нам нужно либо резко улучшить показатели, либо нас сомнут».
Правда, на результаты тестов влияет еще и разница в мотивации. «Представьте себе, что мы бы сказали школьникам Чикаго: честь всей державы зависит от ваших тестов? - говорит австралийский эксперт Шнайдер. - Китай же всегда ведет себя очень серьезно. Трудовая этика в этой стране потрясающе сильна».
Опасность для Штатов, тем не менее, признал даже Барак Обама. «Как и 50 лет назад, когда СССР запустил в космос спутник, сейчас Америка стоит на грани потери лидерства. Миллиарды людей в Индии и Китае включаются в мировую экономику».
Если сравнить Шанхай с самым образцовым американским штатом, Массачусетсом, очевидна разница в подходах к обучению. «Учебный день в шанхайских школах продолжается очень долго, - признают эксперты, - а часто учеба проходит и в выходные». Китайские школьники меньше, чем их американские ровесники, уделяют время спорту, музыке и другим предметам, не имеющим отношения к успеху в основных науках.
Учителя в Китае в последнее время превратились в привилегированное сословие, их зарплаты резко выросли. В Шанхае к этому добавляется и свобода для оригинальных методик обучения, множество экспериментальных школ.
Реакция чиновников из министерства образования РФ на столь плачевные, а главное - ухудшающиеся с каждым годом результаты российских школьников, неизвестна.
| |