|
О том, сколь успешным получился сезон молодежной серии GP2, можно судить по одному показателю – количеству гонщиков, сумевших по его итогам продолжить карьеру в Формуле 1. С 2005 по 2009 годы таких набралось уже 15 человек.
По итогам минувшего первенства этот список пополнили ещё двое пилотов – чемпион Пастор Мальдонадо в 2011-м будет выступать в Williams, а его главный соперник Серхио Перес – в Sauber. Не исключено, что к ним присоединится и Жером Д’Амброзио, а если так, то прошедший сезон для GP2 нельзя не признать успешным. Были у него, впрочем, и некоторые особенности.
По объективным причинам общий уровень участников оказался чуть ниже, чем прежде. В паддоке Формулы 1 с приходом новых команд появились дополнительные вакансии, потому сразу шестеро лидеров прошлого сезона покинули GP2. В итоге перед стартом чемпионата явного фаворита не было. И те, кто только-только перебрался из «младших» классов, и опытные участники, прежде бывшие крепкими середняками, имели неплохие шансы на победу.
Преимущество могли получить те, кто выступал за сильные команды, однако в составе многолетних лидеров ART Grand Prix выступали два дебютанта, а испанцы из Addax непростительно часто допускали ошибки. После триумфального шествия по этапам зимней серии GP2 Asia многого ждали от iSport, но подопечным Пола Джексона так и не удалось добиться от машины хорошей скорости в квалификациях.
На таком фоне блеснуть удалось тем, от кого особых успехов не ждали. Итальянец Андреа Бергамини, выкупивший зимой команду Piquet Sports и переименовавший ее в Rapax (в честь боевого легиона Священной римской империи), заручился поддержкой опытного Пастора Мальдонадо – и смог завоевать оба титула.
Пилот из Венесуэлы годом ранее не сумел отличиться в составе ART, но смена команды пошла на пользу – хорошо известно, что итальянцы и южноамериканцы отлично понимают друг друга. «Поначалу мы были не в лучшей форме, но уже ко второму этапу в Монте-Карло машина поехала гораздо лучше, выглядела очень стабильно и это было как раз то, что нам нужно. Мы выиграли чемпионат ещё в середине сезона», – прокомментировал итоги новый чемпион.
Мальдонадо, до того имевший в активе четыре победы за три года, выиграл субботние гонки на шести этапах подряд, хотя ни разу на стартовал с поула. Он не только стал абсолютным лидером GP2 по числу визитов на вершину подиума, но и оказал на соперников серьезное психологическое давление. Достойных аргументов у тех не нашлось, потому в итальянской Монце даже авария на старте не помешала гонщику досрочно стать чемпионом, а на финале в Абу-Даби он и вовсе был незаметен.
Побед в сезоне 2010 года добивались 11 разных пилотов, но лишь двоим удалось отличиться более одного раза. Мексиканец Серхио Перес, блестяще выиграв в Монако, вышел в лидеры общего зачета, однако ему не хватило стабильности, чтобы побороться за титул в летних гонках. Пилот Addax побеждал пять раз, но чаще в воскресных заездах, которые приносят меньше очков. Вдобавок, несколько раз Переса подводила команда.
Лучшим из новичков GP2 стал Жюль Бьянки. Протеже Николя Тодта и слушатель Академии Ferrari закончил сезон третьим, не одержав ни единой победы. Француз стал сильнейшим в первой же квалификации сезона, но в гонке почти сразу попал в аварию – чем и задал тон своим выступлениям. Хорошие стартовые позиции – в том числе еще два поула – Бьянки пока не мог подкрепить высокой скоростью в гонках.
Он же стал участником самой серьезной аварии сезона. Происшествие на выходе из первого поворота Хунгароринга казалось безобидным – машину Жюля после контакта с соперником развернуло на 180 градусов, и в неё на не самой большой скорости верзался Хо-Пин Тун. Однако у обоих участников столкновения врачи диагностировали компрессионный перелом позвоночника.
Такой же диагноз был поставлен и юному чеху Йозефу Кралю, который угодил в переделку в Валенсии – эта авария получилась почти точной копией эпизода с участием Марка Уэббера и Хейкки Ковалайнена на той же трассе. К счастью, во всех случаях гонщикам удалось в итоге вернуться за руль.
В 2011 году на смену шасси прежнего поколения, честно отслуживших командам три положенных годичных цикла, придут новые GP2/11 с резиной Pirelli. Серию покинет команда DPR, но её место займут Carlin Тревора Карлина и Air Asia Тони Фернандеса. Гонщиков ждут десять европейских этапов, а состав участников наверняка получится более крепким, чем в 2010-м. В частности, контракт с Lotus ART (как теперь называется команда Фредерика Вассёра) уже подписал чемпион GP3 Эстебан Гутьеррес.
Наконец, не стоит забывать, что перед главным сезоном по традиции будет разыграно первенство GP2 Asia – сезон стартует уже в начале февраля.
Итоговое положение в личном зачете
Пилот
Команда
Очки
Победы
Подиумы
Поулы
Лучший круг
1. П.Мальдонадо
Rapax
87
6
8
-
4
2. С.Перес
Addax
71
5
7
1
6
3. Ж.Бьянки*
ART
52
-
4
3
1
4. Д.Клос
Racing Engineering
51
1
5
1
-
5. С.Бёрд*
ART
48
1
5
1
4
6. О.Тёрви*
iSport
47
-
4
1
1
7. Г.ван дер Гарде
Addax
39
-
4
-
1
8. Д.Вальсекки
iSport
31
1
3
1
1
9. К.Фиторис*
Racing Engineering
29
1
3
-
-
10. Ш.Пик*
Arden
28
1
2
1
-
11. Л.Разиа
Rapax
28
-
3
-
-
12. Ж.Д'Амброзио
DAMS (Renault Junior)
21
1
2
1
-
13. Д.Риччи
DPR
16
1
2
-
-
14. Р.Грожан
DAMS (Renault Junior)
14
-
2
-
-
15. А.Паренте
Coloni
13
-
2
-
-
16. М.Херк
DPR
12
-
1
-
1
17. М.Эрикссон*
Super Nova
11
1
1
-
-
18. А.Цаугг
Trident
9
-
1
-
-
19. Ф.Леймер*
Ocean
8
1
1
-
1
20. Л.Филиппи
Super Nova
5
-
-
-
-
21. Р.Гонсалес
Arden
4
-
-
-
-
22. А.Валерио
Coloni
4
-
-
-
-
23. Д.Чекотто*
Trident
3
-
-
-
-
24. Й.Краль*
Super Nova
3
-
-
-
-
25. М.Чилтон
Ocean
3
-
-
-
-
26. Э.Пископо*
Trident
2
-
-
-
-
27. Б.Хартли*
Coloni
1
-
-
-
-
* - дебютант GP2
Х.-П. Тун (DAMS/Racing Engineering), В.Арабаджиев* (Coloni), Ф.Крестани* (DPR), Д.Джейкс* (Coloni) и Ф.Лео* (Trident) очков не заработали
Итоговое положение в командном зачете
Команда
Очки
Победы
Подиумы
Поулы
Лучший круг
Rapax
115
6
11
-
4
Barwa Addax Team
110
5
11
1
7
ART Grand Prix
100
1
9
4
5
Racing Engineering
80
2
8
1
-
iSport International
78
1
7
2
2
DAMS (Renault Junior)
35
1
4
1
-
Arden International
32
1
2
1
-
DPR
28
1
3
-
1
Super Nova Racing
19
1
1
-
-
Scuderia Coloni
18
-
2
-
-
Trident Racing
14
-
1
-
-
Ocean Racing Technology
11
1
1
-
1
| |